Состоялось заседание Общественно-консультативного совета

27 мая 2015 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
На повестке заседания были рассмотрены следующие вопросы:
1.    Об эффективности мер предупреждения в рамках антимонопольного законодательства.
2.    О ситуации с развитием конкуренции на агропромышленном рынке в Воронежской области.
В заседании приняли участие представители ТПП Воронежской области, ВРСП «Опора», Воронежского УФАС России, Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», Департамента экономического развития Воронежской области, Прокуратуры г. Воронеж, Департамента аграрной политики Воронежской области, Филиала ООО «Росгосстрах» в Воронежской области.


В ходе обсуждения отмечалось, что полномочия по направлению предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, равно как и полномочия по выдаче предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства появились у антимонопольного органа в 2012 г. в связи с принятием третьего антимонопольного пакета.
Закрепление в антимонопольном законодательстве нового института предупреждений было обусловлено необходимостью пресечения отдельных нарушений ФЗ «О защите конкуренции» на ранних стадиях их совершения, что соответствует целям антимонопольного регулирования, указанным в ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции».
За трехлетний период с момента введения в действие института предупреждения (2012-2014 г.г.) Воронежским УФАС России выдано 56 предупреждений, из них 27 по фактам отказа либо уклонения доминирующим субъектом от заключения договора, 29 по фактам навязывания доминантом невыгодных условий договора.
В разрезе товарных рынков наибольшее количество предупреждений за указанный период было выдано на рынке услуг по передаче электрической энергии – 26.


Кроме того, в ходе совещания отмечалось, что увеличение производства на агропромышленных рынках области является крайне актуальным в настоящее время, когда основной курс направлен на импортозамещение. Вместе с тем, сельское хозяйство является базовой отраслью экономики как региона, так и страны в целом.
Воронежская область, являясь регионом с большой вовлеченностью территорий и населения в сельское хозяйство, становится часто образцом эффективного освоения финансовых средств, выделяемых на развитие данной отрасли. Однако процесс развития не может быть постоянным без наличия достаточного уровня конкуренции, заставляющего предприятия повышать качество своей продукции и осваивать новые направления производства и сбыта.
К приоритетным рынкам относятся рынки овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, рынок сельскохозяйственной техники и рынок туристических услуг. На них в ближайшие 2 года предусмотрено выполнение определенных мероприятий, направленных на развитие конкуренции.
Также обсуждался проведенный Воронежским УФАС России мониторинг ситуации в сфере мясного животноводства. Его результаты дают основание предположить недостаточное производство продукции, поставляемой розничным продавцам. Так, на протяжении последнего времени наличие говядины в торговых точках (независимо от того, федеральные сети или рынки) колеблется от 50% до 80%.
Учитывая тот факт что, по мнению населения, основными индикаторами развитости конкуренции являются: цена, качество, доступность товаров, отраслевым департаментам необходимо вести постоянный мониторинг причин, почему рыночный механизм, который наиболее эффективно должен влиять на ассортиментное обеспечение рынка, не срабатывает.
Учитывая широкий перечень направлений развития конкуренции на приоритетных рынках, это должна быть слаженная работа всех заинтересованных структур.
Вместе с тем Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рынка реализации гречневой крупы на территории Воронежской области было установлено, что крупнейшие производители и поставщики региона, основные объемы (более 50%) производимой на территории Воронежской области гречки реализуют за пределы региона. При этом отдельные региональные производители гречневой крупы вообще не реализуют данный товар на территории Воронежской области.
Также за последнее время был проведен анализ сложившейся ценовой политики предприятий, занимающихся производством и реализацией мяса домашней птицы. На данный момент в области такую деятельность осуществляет лишь ООО «ЛИСКО БРОЙЛЕР». По сведениям, полученным из Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, спрос на мясо домашней птицы на территории Воронежской области удовлетворяется на 100 %. Основным фактором, непосредственно влияющим на рост цены мяса домашней птицы, является реализация крупнейшим производителем региона основных объемов (более 50%) производимого на территории Воронежской области мяса домашней птицы за пределы региона. В результате сложившейся на территории Воронежской области торговой политики по реализации мяса домашней птицы, в розничной продаже региона находится в основном мясо домашней птицы произведенное и ввезенное в Воронежскую область из других регионов РФ, оптовая, а, соответственно, и розничная  цена на которое является завышенной поскольку, помимо прочих затрат, включает в себя логистические затраты поставщиков.
Участники заседания отмечали, что в сложившейся ситуации органу исполнительной власти Воронежской области, необходимо принять комплекс мер, направленных на изменение торговой политики крупнейшего производителя мяса домашней птицы на территории региона, результатом которой должно стать увеличение объема реализации непосредственно в Воронежской области произведенного мяса домашней птицы на территории региона.
Для разрешения сложившейся ситуации были одобрены мероприятия:
1. Членам совета довести до сведения участников своих объединений о выборе рынков в качестве приоритетных и мерах по развитию конкуренции на данных рынках.
2. Организовать активное участие в мониторинге состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области.
3. Обеспечить сбор предложений по изменению Плана по результатам выполнения мероприятий для последующего обсуждения на заседании Совета по содействию развитию конкуренции в Воронежской области.