В отношении ООО «УК «Стандарт сити» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства

06.07.2015 Воронежским УФАС России в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт сити» возбуждено дело № 275-11К по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в ООО «УК «Стандарт сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Поводом для возбуждения указанного дела послужило заявление гр. <…> о том, что ему выставляются квитанции за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые АО «ЕПСС ЖКХ ВО», при оплате которых денежные средства перечисляются на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», а не на счет управляющей компании.
В ходе рассмотрения указанного заявления Воронежским УФАС России установлено, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ежемесячно осуществляет доставку собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт сити», платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
 При оплате указанных платежных документов гражданами денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
При этом собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах лишены возможности вносить денежные средства за потребленные жилищно-коммунальные услуги непосредственно на расчетный счет их управляющей организации – ООО «УК «Стандарт сити» по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО», так как соответствующие реквизиты в нем (пункт «Исполнитель» раздела 1) отсутствуют.
Вместе с тем в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги именно управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, ООО «УК «Стандарт сити» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» самовольно установили иной порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, отличный от установленного ЖК РФ, тем самым определив общие условия обращения товара на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
При этом ООО «УК «Стандарт сити» фактический отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления многоквартирными домами и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке.
Заключение соглашения фактически привело к навязыванию собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт сити», необходимости перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
На основании изложенного соглашение, заключенное между ООО «УК «Стандарт сити» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО», содержит в себе признаки соглашения, недопустимого в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем в отношении указанных лиц возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Примечание:
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).