Арбитражный суд Воронежской области поддержал позицию Воронежского УФАС России в отношении соглашений между Управляющими компаниями и АО «ЕПСС ЖКХ ВО»

6 ноября 2015 года арбитражный суд Воронежской области отказал в удовлетворении требований  АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющих компаний о признании недействительными решения Воронежского УФАС России и выданных на его основе предписаний, направленных на прекращение антиконкурентных соглашений на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа.

Напомним, ранее 28.04.2015 г. Воронежское УФАС России признало действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющих организаций - ОАО «УК Левобережного района», ООО УК «Городок», ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «РЭК Жилищное Единство» Коминтерновского района г. Воронежа, ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Коминтерновского района», ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Ленинского района», ООО «УК Мастер», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО «УК РЭК № 22», ООО УК «РЭП-101», ОАО «УК Советского района», ОАО «УК Центрального района», ООО «РЭК Центральный», ООО «УК «Наш Дом» по участию и заключению ограничивающих конкуренцию соглашений, которые привели к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у указанных управляющих организаций, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанными управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Поводом для возбуждения указанного дела послужили заявления граждан о том, что им выставляются квитанции за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые управляющими компаниями, при оплате которых денежные средства перечисляются на расчетный счет АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО», а не на счет соответствующей управляющей компанией.
Комиссией Воронежского УФАС России в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что между АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющими компаниями заключены договоры на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в соответствии с которыми соответствующая управляющая организация поручает, а АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» за вознаграждение принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет Принципала в том числе сбор платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги. Вместе с тем в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги именно управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья. Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено. При этом 16 управляющих организаций г. Воронежа фактически отказались от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления многоквартирными домами и допустили к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке. Заключение и участие в указанных соглашениях фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у указанных управляющих организаций, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанными управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО». По результатам рассмотрения данного дела Комиссией Воронежского УФАС России АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и каждой управляющей компании, заключившей и участвующей в ограничивающем конкуренцию соглашении, были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения с каждой управляющей организацией.

Управляющим организациям были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения с АО «ЕПСС ЖКХ ВО».

Также ответчикам были выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением комиссии Воронежского УФАС России АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющие компании воспользовались своим правом обжаловать решение в арбитражный суд Воронежской области.

Однако суд оставил решение антимонопольного ведомства в силе, тем самым подтвердив основанную на действующем законодательстве правомерную позицию Воронежского УФАС России в отношении действий управляющих компаний и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» по заключению и участию в ограничивающих конкуренцию на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа соглашений.