Кассация восстановила законность и справедливость в деле АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющих компаний

31 мая 2016 года Арбитражный суд Центрального округа поддержал позицию Управления по делу в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющих компаний, оставив в силе решение и выданные на его основе предписания, направленные на прекращение антиконкурентных соглашений на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа.
Напомним, ранее 28.04.2015 г. Воронежское УФАС России признало действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющих организаций - ОАО «УК Левобережного района», ООО УК «Городок», ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «РЭК Жилищное Единство» Коминтерновского района г. Воронежа, ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Коминтерновского района», ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Ленинского района», ООО «УК Мастер», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО «УК РЭК № 22», ООО УК «РЭП-101», ОАО «УК Советского района», ОАО «УК Центрального района», ООО «РЭК Центральный», ООО «УК «Наш Дом» по участию и заключению ограничивающих конкуренцию соглашений, которые привели к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у указанных управляющих организаций, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанными управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Поводом для возбуждения указанного дела послужили заявления граждан о том, что им выставляются квитанции за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые управляющими компаниями, при оплате которых денежные средства перечисляются на расчетный счет АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО», а не на счет соответствующей управляющей компанией.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющими компаниями заключены договоры на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в соответствии с которыми соответствующая управляющая организация поручает, а АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» за вознаграждение принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет Принципала в том числе сбор платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги.
Вместе с тем в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги именно управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья. Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.
При этом 16 управляющих организаций г. Воронежа фактически отказались от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления многоквартирными домами и допустили к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке. Заключение и участие в указанных соглашениях фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у указанных управляющих организаций, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанными управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
По результатам рассмотрения дела АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и каждой управляющей компании, заключившей и участвующей в ограничивающем конкуренцию соглашении, были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения с каждой управляющей организацией.
Управляющим организациям были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения с АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Также ответчикам были выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Проведенная работа и полученные положительные результаты были бы невозможны без постоянного эффективного взаимодействия с Управлением Федеральной службы безопасности по Воронежской области, а также с правоохранительными органами Воронежской области.
Не согласившись с решением комиссии Воронежского УФАС России АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющие компании обжаловали решение в арбитражный суд Воронежской области, который оставил решение антимонопольного ведомства в силе. Однако Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Центрального округа, отменив постановление апелляции, поддержал позицию Управления по данному делу, тем самым подтвердив основанную на действующем законодательстве правомерную позицию Воронежского УФАС России.