Верховный суд РФ поддержал Воронежские УФАС и УФСБ в борьбе с коррупцией на рынке ЖКХ

05.09.2016 г. Верховный суд РФ отказал АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в передаче жалобы на решение арбитражного суда Воронежской области и постановление арбитражного суда Центрального округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.
Напомним, ранее в 2015 г. Воронежским УФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства на основании заявлений граждан – собственников помещений в многоквартирных домах, а также информации УФСБ по Воронежской области в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющих компаний г. Воронежа по п. 1 ч. 4 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей заключать ограничивающие конкуренцию соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и 16 управляющими компаниями г. Воронежа заключены договоры на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса (далее - договоры), в соответствии с которыми указанные хозяйствующие субъекты пришли к соглашениям о том, что все собираемые денежные средства за оказанные управляющими компаниями г. Воронежа жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчетные счета этих управляющих компаний, а на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ». При этом при осуществлении сбора указанных денежных средств на свой расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ» выступает от своего имени.
Между тем, согласно пункту 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса (далее ЖК РФ) порядок внесения платы за коммунальные услуги относится к существенным условиям договора управления многоквартирным домом.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ, пунктом 63 (абз. 2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и договорами управления многоквартирным домом, заключенными управляющими компаниями г. Воронежа с потребителями жилищно-коммунальных услуг, установлен порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым собственники (наниматели) помещений многоквартирных домов вносят плату за жилищно-коммунальные услуги непосредственно исполнителю услуг – в рассматриваемом случае конкретной управляющей организации либо действующим по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с положениями ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Также указанным законом предусмотрено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.
Судами первой и кассационной инстанций было установлено, что денежные средства, поступившие от физических лиц за оказанные им жилищно-коммунальные услуги, зачислялись не на специальный банковский счет для осуществления расчетов с поставщиками ресурсов, а непосредственно на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», что является нарушением требований норм Закона № 103-ФЗ.
Указанные нормы имеют приоритетное значение в отношениях с участием граждан-потребителей, поскольку наиболее полно регулируют и охраняют их права. Кроме того, нормы жилищного законодательства являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Названные нормы жилищного законодательства призваны обеспечить осведомленность собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах о полномочиях лица, в адрес которого осуществляется внесение платы за жилищно-коммунальные услуги.
Целью нормативного регулирования жилищных правоотношений является обеспечение прозрачности расчетов за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
В связи с этим, включение в систему расчетов иного лица - АО «ЕПСС ЖКХ ВО», не предусмотренного действующим жилищным законодательством, а также в отношении которого какие-либо решения собственников не принимались, являются действиями, направленными на ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Воронежа, так как реализуя рассматриваемые соглашения АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющие компании г. Воронежа необоснованно изменили общие условия обращения жилищно-коммунальных услуг на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа путем установления нового порядка перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги лицу (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»), не являющемуся стороной договора управления многоквартирным домом и исполнителем жилищно-коммунальных услуг либо платежным агентом.
Таким образом, Верховный суд РФ указал, что поскольку соглашение о порядке внесения платы за оказание жилищно-коммунальных услуг и фактический порядок его исполнения непосредственно затрагивает права и интересы физических лиц, вносящих данную плату, суды первой и кассационной инстанций обоснованно пришли к правомерному выводу о том, что изменение порядка перечисления денежных средств за коммунальные услуги, а именно – на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», вместо счетов управляющих компаний, а также допуск к осуществлению указанных функций посторонней организации, с точки зрения ответственности перед жильцами, является неправомерным навязыванием данным соглашением физическим лицам невыгодных для них условий, что противоречит положениям пункта 1 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».
АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющие компании пытались оспорить решение и предписания Воронежского УФАС России по указанному делу в арбитражном суде Воронежской области, но суд полностью отказал в удовлетворении заявленных требований и подтвердил законность и правомерность правового подхода Воронежского УФАС России при применении антимонопольного законодательства на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Теперь итоговую правовую оценку действиям АО «ЕПСС ЖКХ ВО» дал и Верховный суд РФ.