Д. Ю. Чушкин принял участие в собрании руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований Воронежской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1 марта 2017 года вр.и.о. руководителя Воронежского УФАС России Чушкин Денис Юрьевич принял участие в собрании руководителей контрольно-счетных органов муниципальных образований Воронежской области.
В рамках собрания обсуждались вопросы деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля на территории Воронежской области.
В мероприятии приняли участие представители Воронежской областной Думы, Контрольно-счетной палаты Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области, департамента экономического развития Воронежской области.
В своем выступлении Д. Ю. Чушкин рассказал о контроле в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд Воронежской области.
Он сообщил об основных отчетных показателях Управления в сфере контроля закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2016 году в Управление поступило 543 жалобы, по результатам рассмотрения которых только 111 были признаны обоснованными.
В большинстве случаев основаниями для признания жалоб необоснованными является злоупотребление своим правом заявителей, которые были отклонены от участия в процедуре размещения заказа по законным основаниям.
Д. Ю. Чушкин отметил, что одним из новейших негативных феноменов в системе государственных и муниципальных закупок является недобросовестное поведение хозсубъектов, которые принимают участие в закупке без цели исполнения контракта – «тендерное рейдерство». Такие участники тендеров подают заявки на государственные конкурсы и аукционы с целью получения «дивидендов» в различных формах в обмен на обеспечение победы в тендере определенной фирме.
Тендерными рейдерами, как правило, являются высококвалифицированные специалисты в области закупочного законодательства, ранее работавшие со стороны заказчика или исполнителя контракта. Эти лица хорошо ориентируются в новшествах законодательства, изучают судебную и административную практику, легко обнаруживают «слабые места» в конкурсных документациях. В дальнейшем пытаются оспорить законность проведения торгов, используя выявленные «слабые места», в то время, когда уже определены участники тендера или, более того, его победитель. Подают жалобы в контрольные органы, добиваются приостановления закупки. Далее заказчику или победителю торгов предлагают «свои варианты решения вопросов», обещая воспользоваться правом на отзыв жалобы.
Такими «вариантами» могут быть различные действия: от получения «отката» до внедрения подконтрольных компаний к исполнителю контракта на субподряде у победителя торгов. Кроме того, тендерные рейдеры могут действовать «по заказу» и в интересах третьих лиц, например, не успевших к сроку подготовить и направить конкурсную заявку на тендер.
Кроме того, Д. Ю. Чушкин рассказал о наиболее типичных нарушениях, выявляемых при проведении проверок соблюдения требований контрактного законодательства. Среди них он выделил такие, как неправильный выбор способа закупок, необоснованное отклонение участников закупок, неразмещение закупок у субъектов малого предпринимательства.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что при осуществлении контроля за закупками по Закону №223-ФЗ также выявлен ряд проблемных направлений. Некоторые предприятия предусматривают в своем положении о закупках возможность заключения договоров без проведения конкурентных процедур практически всех видов товаров, работ и услуг: строительные и ремонтные работы, компьютерная техника, бензин, автомобили и многое другое. А торги проводят несколько раз в год на приобретение «бумаги и карандашей».
Также нередки случаи установления необоснованно короткого срока для подачи заявок, например один день. Устанавливаются «завышенные» необъективные требования к участникам закупок. В таких случаях, конечно, заявки имеют возможность подать только «свои» кандидаты.
Такой подход не создает благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции при проведении закупок и эффективного расходования денежных средств.