Д. Ю. Чушкин выступил с докладом на ежегодном повышении квалификации глав администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

16 марта 2017 года заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Чушкин Денис Юрьевич принял участие в ежегодном повышении квалификации глав администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области по программе «Эффективный менеджмент в муниципальных образованиях в условиях адаптации к устойчивому росту».
В рамках мероприятия Д. Ю. Чушкин выступил с докладом на тему «Практика пресечения нарушения антимонопольного законодательства и влияние муниципальной власти на развитие конкуренции».
Он рассказал об основных разновидностях монополистической деятельности, таких как злоупотребление хозсубъектом доминирующим положением, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, отметил основные виды актов и действий органов власти, ограничивающих конкуренцию.
Также сообщил о принципах предоставления государственных и муниципальных преференций, о прописанных в Законе о защите конкуренции целях, на которые они выделяются.
Д. Ю. Чушкин отметил, что ранее Управлением проводились плановые проверки деятельности органов местного самоуправления, но в последнее время количество нарушений значительно снизилось.
Кроме того, он сообщил об основных отчетных показателях Управления в сфере контроля закупок для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2016 году в Управление поступило 543 жалобы, из которых только порядка 20% были признаны обоснованными.
В большинстве случаев основаниями для признания жалоб необоснованными является злоупотребление своим правом заявителей, которые были отклонены от участия в процедуре размещения заказа по законным основаниям.
Д. Ю. Чушкин отметил, что одним из новейших негативных феноменов в системе государственных и муниципальных закупок является недобросовестное поведение хозсубъектов, которые принимают участие в закупке без цели исполнения контракта – «тендерное рейдерство». Такие участники тендеров подают заявки на государственные конкурсы и аукционы с целью получения «дивидендов» в различных формах в обмен на обеспечение победы в тендере определенной фирме.
Тендерные рейдеры изучают судебную и административную практику, легко обнаруживают «слабые места» в конкурсных документациях, после чего пытаются оспорить законность проведения торгов, используя выявленные «слабые места». Подают жалобы в контрольные органы, добиваются приостановления закупки. Далее заказчику или победителю торгов предлагают «свои варианты решения вопросов», обещая воспользоваться правом на отзыв жалобы.
Кроме того, Д. Ю. Чушкин рассказал о наиболее типичных нарушениях, выявляемых при проведении проверок соблюдения требований контрактного законодательства. Среди них он выделил такие, как неправильный выбор способа закупок, необоснованное отклонение участников закупок, неразмещение закупок у субъектов малого предпринимательства.
Д. Ю. Чушкин сообщил, что при осуществлении контроля за закупками по Закону №223-ФЗ также выявлен ряд проблемных направлений. Некоторые предприятия предусматривают в своем положении о закупках возможность заключения договоров без проведения конкурентных процедур практически всех видов товаров, работ и услуг: строительные и ремонтные работы, компьютерная техника, бензин, автомобили и многое другое. А торги проводят несколько раз в год на приобретение «бумаги и карандашей».
Также нередки случаи установления необоснованно короткого срока для подачи заявок, например один день. Устанавливаются «завышенные» необъективные требования к участникам закупок. В таких случаях, конечно, заявки имеют возможность подать только «свои» кандидаты.
Такой подход не создает благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции при проведении закупок и эффективного расходования денежных средств.