А. В. Логошин рассказал об экономии бюджетных средств в рамках пресечения нарушений законодательства о закупках на бюджетном собрании Управления Федерального казначейства

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

30 мая 2017 года вр.и.о руководителя Воронежского УФАС России А. В. Логошин принял участие в бюджетном собрании на тему «Повышение эффективности бюджетных расходов – ключевое направление бюджетной политики», организованном Управлением Федерального казначейства по Воронежской области.
В рамках мероприятия А. В. Логошин выступил с докладом «Обеспечение экономии бюджетных средств в рамках пресечения нарушений законодательства о закупках».
Он отметил, что эффективное расходование бюджетных средств – одна из главных задач органов власти, задействованных в процессе осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд.
Однако, несмотря на обязательность применения механизма проведения закупок с использованием информационных технологий и четко регламентированных этапов проведения таких закупок, а также постоянное внесение изменений в действующее законодательство, участники закупок применяют различные изощренные схемы, чтобы обойти закон и заключить контракт по максимальной цене.
Не редкостью становятся случаи сговора участников электронных аукционов. Недобросовестные компании выдумывают новые схемы поддержания цены на торгах, что влечет получение ими «откатов» и отсутствие экономии бюджетных средств.
Зачастую недобросовестные участники, задействованные в системе государственных и муниципальных закупок, принимают участие в закупке без цели исполнения контракта, осуществляют так называемое тендерное рейдерство. Такие участники тендеров подают заявки на государственные конкурсы и аукционы с целью получения «дивидендов» в различных формах в обмен на обеспечение победы в тендере определенной фирме.
Также А. В. Логошин сообщил, что при осуществлении контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе в 2016 году в Управление поступило 543 жалобы, по результатам рассмотрения которых только 111 были признаны обоснованными.
Выявлено 158 нарушений требований законодательства о контрактной системе и выдано 84 предписания, 359 жалоб признаны необоснованными, 42 жалобы возвращены, 28 жалоб отозвано (однако, при отзыве жалобы Управлением рассматривался вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки всей закупку в целом).
Кроме того, Управлением рассмотрено 65 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 253 уведомления о заключении контракта у единственного поставщика.
А. В. Логошин отметил, что анализ поступающих жалоб в зависимости от источника финансирования заказчика показал, что на заказчиков федерального уровня финансирования в 2016г. пожаловались 85 раз, на заказчиков, финансирующихся из бюджета Воронежской области – 226 раз, на заказчиков, принадлежащих к местным бюджетам – 232 раз.
Жалобы на процедуры торгов должны быть рассмотрены антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней. Такие жалобы не облагаются какими-либо государственными пошлинами. В связи с этим участники закупок активно используют такое предоставленное право и отдают предпочтение именно этой процедуре обжалования в ущерб иным, в том числе судебной, где процесс затягивается на длительное время.
А. В. Логошин сообщил, что в рамках осуществления контрольных функций Воронежским УФАС России в 2016 году проводились плановые и внеплановые контрольные мероприятия. Плановые проверки Управление осуществляло на основании утвержденного плана контрольных мероприятий на соответствующий период. Поводами к проведению внеплановых проверок являлись поступившие сведения из органов прокуратуры, иных контролирующих органов, а также информация от участников закупок.
А. В. Логошин заметил, что одна из наиболее острых проблем, с которой Воронежское УФАС России сталкивается в практике своей контрольной деятельности, связана с пресечением нарушений, ведущих к ограничению количества участников торгов.