Состоялось совместное заседание Общественных советов при Воронежском УФАС России и при Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

18 декабря 2023 года состоялось совместное заседание Общественных советов при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области и при Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
На повестке заседания были рассмотрены вопросы:
1. Проблемные вопросы применения законодательства о контрактной системе.
2. Особенности контроля за проведением закупок отдельными видами юридических лиц.
3. Результаты закупок для государственных нужд Воронежской области по итогам 11 месяцев 2023 года.
В ходе заседания начальник отдела контроля закупок Воронежского УФАС России Ю.В. Рощупкина кратко осветила основные статистические показатели работы Управления в сфере контроля законодательства о контрактной системе.
Она отметила, что по сравнению с прошлым годом количество поступающих в Управление жалоб увеличилось, однако при этом процент обоснованных жалоб снизился.
Вместе с тем количество обращений о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков значительно увеличилось, как и количество лиц, в отношении которых принято решение о признании их действий недобросовестными с последующим внесением сведений о них в РНП.
Среди наиболее частых нарушений, за которые должностные лица привлекаются к административной ответственности, она выделила несоблюдение сроков размещения документов и информации в реестре контрактов, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС) с нарушением установленных законодательством норм, нарушение сроков оплаты по контрактам.
Кроме того, Ю.В. Рощупкина выделила типовые нарушения, такие как неприменение позиций каталога товаров работ услуг, неправильное применение постановлений Правительства, принятых в развитие национального режима, поддерживающего отечественного производителя, незаконное отклонение заявок, предоставление участниками недостоверной информации в составе заявок на участие в торгах.
Начальник отдела контроля органов власти Воронежского УФАС России Р.В. Колмаков рассказал о проводимой работе в сфере контроля за проведением закупок отдельными видами юридических лиц. Среди значимых проблем он отметил несовершенство законодательства в этой области закупок, которое может приводить к различным нарушениям и злоупотреблениям.
В качестве яркого примера подобных нарушений он привел дело в отношении АО «Экотехнологии», которое нарушило часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим правом на самостоятельное установление в положении о закупках случаев осуществления закупки неконкурентным способом. В период с 2020 по 2022 годы все закупки, проведённые АО «Экотехнологии», были осуществлены без проведения конкурентных торгов. Это привело к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Информацией о результатах закупок для государственных нужд Воронежской области по итогам 11 месяцев 2023 года поделился министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Е.Н. Гончаров.
Он рассказал о реализованных проектах в сфере закупок, направленных на совершенствование процесса обеспечения государственных нужд, а также поделился планами по развитию региональной системы закупок на 2024г.
Активную дискуссию вызвал ряд проблемных вопросов применения законодательства о контрактной системе.
Так, участники заседания обсудили использование такого механизма, как офсетные контракты. Практика применения этого инструмента еще не сложилась, порядок и способы заключения таких контрактов напрямую законодательством еще не урегулированы. При этом важно, чтобы заключение офсетного контракта не ограничивало рынок закупок для других участников.
Также активное обсуждение вызвало предложение создания реестра добросовестных поставщиков как некого механизма поощрения тех организаций, которые продолжительное время исполняют государственные и муниципальные контракты без сбоев и нареканий. Это упростило бы заказчикам процедуру отбора организаций на торгах, а для участников создало бы дополнительный стимул выполнять контракты в срок.
Однако механизм формирования подобного реестра требует серьезного изучения, дабы не ущемить права организаций, не имеющих большого опыта выполнения контрактов в системе госзакупок.
В качестве его альтернативы также обсуждалось создание рейтинга заказчиков и поставщиков.
Вместе с тем участники заседания затронули вопрос повышения качества организации закупок детского питания. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы предлагалось рассмотреть вопрос создания единого комбината детского питания.
Другой проблемный вопрос, который вызвал активную дискуссию, связан с мерами реагирования на действия заказчиков, которые приняли и оплатили работы по контракту, не соответствующие его требованиям, что может говорить о его ненадлежащем исполнении. При этом у заказчика есть обязанность провести экспертизу поставленного товара или выполненных работ, но отсутствует на это финансирование.
Вместе с тем участники заседания отметили такую проблему, как отсутствие квалифицированных контрактных управляющих, что зачастую является в том числе причиной многих нарушений законодательства и некачественного исполнения контрактов.
Важно популяризировать знания в сфере государственных и муниципальных закупок, а также привлекать выпускников высших учебных заведений к деятельности в этой области.