Состоялось первое заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе

В мае 2010 г. при Воронежском УФАС России создан экспертный совет по применению законодательства о рекламе.
К основным задачам совета относятся: экспертиза и оценка содержания рекламы,  подготовка информационных материалов для субъектов рекламной деятельности, оценка воздействия рекламы на потребителя.
Как реклама воспринимается потребителем, будь то текст, графическое изображение или телевизионный ролик?  Это наиболее спорный и проблемный  вопрос, с которым сталкивается в работе антимонопольная служба.
Дать разъяснения и компетентную оценку этой проблеме и призван экспертный совет по рекламе, членами которого являются  известные в нашем городе лингвисты, психологи, дизайнеры, специалисты в области PR и т.д.
В состав экспертного совета вошли:
Тулупов Владимир Васильевич - декан факультета журналистики ВГУ, доктор филологических наук, профессор,зав. кафедрой рекламы и дизайна, президент Академии наук региональной печати России
Барсуков Евгений Михайлович — Заведующий кафедрой дизайна ВГАСУ, Председатель Правления Союза Дизайнеров России (воронежское городское отделение)
Паринова Лариса Владимировна — заведующая кафедрой связи с общественностью и педагогики ВГТУ, доктор технических наук, профессор, 
Арапова Галина Юрьевна - Директор центра защиты прав СМИ
Стернин Иосиф Абрамович — Заведующий кафедрой общего языкознания и стилистики ВГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор филологических наук, действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам.
Худякова Татьяна Леонидовна - Заведующая кафедрой практической психологии Воронежского государственного педагогического университет
Бобровников Сергей Вячеславович - начальник отдела рекламы Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж
Первое заседание экспертного совета состоялось 18 июня 2010 г.
На заседание были вынесены наиболее актуальные вопросы, многие из которых стоят на стыке проблем законодательства и общественных интересов, нравственных аспектов и защиты потребителей от недобросовестной рекламы.
Наибольший интерес вызвало обсуждение рекламы пивоваренной компании «Балтика» в рамках фестиваля «С «Балтикой» по России, который состоялся 30 августа 2008 года в г. Воронеже. Напомним, что ранее суды двух инстанций признали незаконным решение Воронежского УФАС в части использования в указанной рекламе образов людей. Воронежское УФАС России обжаловало эти решения  в Высший Арбитражный суд Российской Федерации и ждет разъяснений суда высшей инстанции.
Главной целью вынесения данной проблемы  на заседание Экспертного совета является не переоценка выводов судебных инстанций, а обсуждение вопроса - Нужны ли подобные мероприятия и какова моральная сторона этих мероприятий.
Члены экспертного совета признали, что рекламное мероприятие, проходящее на сцене Адмиралтейской площади на  фоне  изображения бутылок пива «Балтика», графических товарных знаков ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и иных средств индивидуализации, являлось организованным театрализованным шоу с использованием известных людей и их визуальных образов, которые отражались в сознании реципиентов шоу и интерпретировались ими как скрытый призыв к употреблению пива «Балтика» по смысловой модели восприятия. Помимо обсуждения формальной стороны вопроса многие эксперты высказали свою личную гражданскую позицию по отношению к подобным фестивалям, которые противоречат  интересам общества и нарушают общепризнанные принципы нравственности и добропорядочности. К данному выводу экспертов подтолкнуло то обстоятельство, что мероприятие проходило в преддверие Дня знаний и было ориентировано на подрастающее поколение.
Кроме этого обсуждались вопросы восприятия потребителями рекламы напитка «глинтвейн» ресторана «Фурусато»,  медицинских услуг клиники «Медика» на сайте
www.Medika-Vrn.ru, лекарственных препаратов производства ЗАО   «Шрея Корпорэйшнл» и другие.
Хотя решения экспертного совета носят рекомендательный характер, позиция профессионалов может усилить доказательную базу антимонопольной службы при рассмотрении конкретных вопросов.
Первое заседание показало конструктивный характер сотрудничества антимонопольного органа с представителями общественности, что позволяет осуществлять контроль рекламной деятельности более прозрачно и эффективно.

Протокол № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Воронежском УФАС России