Состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России

29 сентября 2011 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России, во время которого были рассмотрены вопросы, касающиеся ситуации и проблем в сфере размещения государственного заказа в Воронежской области.
В заседании приняли участие представители Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области, Торгово-промышленной палаты Воронежской области, «Опоры России», Воронежского УФАС России, ГУП Воронежской области «Облкоммунсервис».
Во время заседания Общественно-консультативного совета были рассмотрены вопросы:
1. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как инструмент развития конкуренции. Практика выявления барьеров при реализации законодательства о госзакупках.
2. Реформа системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства.
В ходе заседания отмечалось, что на сегодняшний день действия ряда заказчиков приводят к ограничению количества участников в торгах (что ведет в свою очередь к отсутствию экономии бюджетных средств) и нарушению действующего законодательства. Также намечается негативная тенденция по установлению заказчиками в аукционных документациях необоснованных требований к участникам размещения заказов. Многие заказчики устанавливают требования к подрядным организациям о необходимости иметь помимо свидетельств саморегулируемой организации, позволяющей выполнять строительные работы, различные лицензии: МЧС на осуществление работ по монтажу, ремонту средств пожарной безопасности, ФСБ на допуск к государственной тайне, лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов и др. при отсутствии необходимости выполнения таких работ.
Кроме того, участились случаи сговора участников электронных аукционов. Недобросовестные компании выдумывают новые схемы поддержания цены на торгах, что влечет получение ими «откатов» и отсутствие экономии бюджетных средств.
Также обсуждалась реформа системы госзаказа. Участниками заседания отмечалось, что в настоящее время требуется ряд законодательных изменений, направленных на решение проблем для комплексного совершенствования данной системы.
Среди имеющихся в настоящее время проблем можно отмечались такие, как отсутствие системы планирования закупок; произвольная оценка заказчиком квалификации участников конкурса и качества их предложений; наличие запроса котировок, позволяющего выбирать «своего» поставщика; злоупотребления участников, выражающиеся в подаче жалоб без наличия оснований; длительная судебная процедура расторжения контрактов; недостаточный контроль за стадиями исполнения контрактов и за конечным результатом, принимаемый товар во многих случаях не соответствует заданному качеству; не применение заказчиками штрафных санкций, а также неоплата качественно исполненных контрактов.
Сегодня для рассмотрения изменений в систему государственного заказа на федеральном уровне создана соответствующая межведомственная рабочая группа.
Федеральной антимонопольной службой разработан проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа». Также с целью совершенствования системы госзаказа Минэкономразвития России разработан законопроект о «Федеральной контрактной системе».
Указанными проектами планируется:
- создать системы уполномоченных органов на федеральном уровне. Это приведет к сокращению количества «непрофильных» функций у сотрудников заказчиков, повысит качество работы бюджетного сектора, исключит закупку некачественной продукции.
- в целях повышения качества исполнения контрактов при начальной цене более 10 млн. руб. по отдельным видам продукции заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам торгов о наличии у них опыта исполнения контрактов по поставке аналогичной продукции (цена исполненного участником контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта, на которую он претендует).
- в целях создания для заказчика быстрой процедуры размещения заказов и снижения уровня коррупции запрос котировок заменяется процедурой короткого электронного аукциона (извещение размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона), позволяющей заказчику проводить закупки с начальной (максимальной) ценой контракта до 7 млн.
- предусмотрена государственная пошлина за подачу жалоб, которая уплачивается только в случае признания жалобы необоснованной, появляется возможность подачи жалоб в электронной форме, что значительно расширит возможности предпринимателей по защите своих прав, предусмотрена процедура обжалования заказчиками действий электронных площадок.
- в целях защиты интересов сторон контракта при неисполнении условий контракта другой стороной предусматривается как для заказчиков, так и для поставщиков возможность быстрого расторжения контрактов (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии. По результатам расторжения контракта происходит взыскание штрафных санкций и возмещение ущерба с виновной стороны. В связи с этим появляется дополнительный механизм защиты заказчика от действий недобросовестного поставщика, и механизм защиты интересов предпринимателя от недобросовестного заказчика.
- предусматривается запрет на установление ограничений по привлечению исполнителем по контракту субподрядчиков.
Воронежское УФАС также подготовило свои предложения по совершенствованию системы госзаказа. Это:
- возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, сведений об учредителях недобросовестного поставщика;
- участники размещения заказа при участии в торгах для субъектов малого предпринимательства должны предоставлять подтверждающие свой статус в качестве субъекта малого предпринимательства;
- предусмотреть обязанность участников размещения заказа об обосновании предложенной цены в случае снижения более чем на 30% от начальной цены контракта;
- установить запрет на включение товаров, работ, услуг в состав лота не связанных технологически и функционально между собой;
- установить административную ответственность участников размещенного заказа, уклонившихся (внесенных в реестр недобросовестных поставщиков) от заключения контракта.