Изменения законодательства, предусмотренные «четвертым антимонопольным пакетом», вступающие в силу с 5 января 2016 года

Изменения законодательства, предусмотренные «четвертым антимонопольным пакетом», вступающие в силу с 5 января 2016 года

5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой.
Документ был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 сентября и одобрен Советом Федерации 30 сентября 2015 года.
Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Законопроект направлен на сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике.

Основные положения:
1. Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10).
До возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ФАС России будет направлять предупреждения бизнесу и органам власти о прекращении недопустимых действий.
С расширением действия института предупреждения:
- Потенциальные нарушители (как бизнес, так и органы власти) получают (расширяют) возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов;
- Антимонопольные органы – возможность возбуждать дела только после отказа исполнять предупреждения;
- Потребители (как граждане, так и бизнес – в случае нарушений со стороны органов власти) – возможность эффективно и оперативно защитить свои права;
- Суды – резкое сокращение количества рассматриваемых дел.
Из числа выданных предупреждений каждый год исполняется не менее 70%
2. Предоставление Правительству РФ права определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.
3. Расширение перечня лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти).
Таким образом, появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а с другой стороны - механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают Закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.
4. Исключение из статьи 5 Закона о защите конкуренции положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов.
5. Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поправки предусматривают возможность концентрации ФАС России на крупных делах, имеющих существенное влияния на состояние конкуренции.
6. Уточнение части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами-покупателями.
7. Наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений и предписаний территориальных органов, если эти акты нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольного законодательства. Так, предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения.
Для пересмотра решений и предписаний территориальных органов ФАС России по делам в отношении операторов платежных систем, операторов платежной инфраструктуры и финансовых организаций, поднадзорных Банку России, в состав коллегиального органа на паритетной основе будут включаться представители Банка России.
8. Заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа по правилам контроля экономической концентрации.
Федеральным законом предусмотрена необходимость получения предварительного согласия ФАС России на заключение некоторыми хозяйствующими субъектами соглашений о совместной деятельности. Проходить согласование потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает семь миллиардов рублей по состоянию на последнюю отчетную дату, или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более десяти миллиардов рублей. Эта норма позволяет юридически отделить соглашение о совместной деятельности от картелей и осуществить контроль экономической концентрации предприятий.
9. Исключение уведомительного контроля сделок субъектов естественных монополий.
10. Исключение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов.
По мнению ФАС России, включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.
Таким образом, снимается административная нагрузка по представлению антимонопольному органу сведений.
Из под антимонопольного контроля исключаются сделки доминирующих хозяйствующих субъектов, активы которых не превышают размеров, установленных Законом.
11. Дополнение Закона новой главой, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции (вместо статьи 14 Закона о защите конкуренции).
Поправки предполагают расширение и детализацию запретов на недобросовестную конкуренцию (НДК) (статьи 14-14.7), в том числе:
1) установлены минимальные перечни:
- качественных и количественных характеристик товаров, условий их реализации, в отношении которых не допускается НДК в форме дискредитации и введения в заблуждение;
- признаваемых НДК форм некорректного сравнения с конкурентом и его товарами, в том числе при использовании слов, создающих впечатление превосходства;
- признаваемых НДК случаев получения и использования охраняемой законом тайны в отношении конкурента;
2) введен отдельный запрет на НДК в форме совершения действий (бездействий), создающих смешение с деятельностью конкурента, в том числе за счет использования товарных знаков, фирменных наименований, коммерческих обозначений, копирования и имитации различных элементов индивидуализации.
12. Совершенствование антимонопольного процесса рассмотрения дел: введение института предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении, закрепление видов доказательств, критериев их относимости и допустимости.
13. Вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Повышается до пятидесяти тысяч рублей сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности. Если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное правонарушение, то предусматривается их дисквалификация на срок до трех лет. Устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения. Наряду с этим, предусматривается смягчение административной ответственности для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения.

Нарушения в сфере ЖКХ на территории Воронежской области

Одной из важных задач Управления является осуществление антимонопольного контроля на социально значимых рынках региона, в частности, на рынке жилищно-коммунальных услуг.
За последнее время к практикообразующим, имеющим прецедентное значение, можно отнести решение Воронежского УФАС России, принятое по следующему делу.
В конце апреля 2015 года по результатам рассмотрения поступивших заявлений граждан и проведенного анализа рынка услуг по управлению многоквартирными домами, было возбуждено дело в отношении Открытого акционерного общества «Оператор единой платежно-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ») и ОАО «УК Левобережного района» по признакам нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО «УК Левобережного района», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные данной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ».
В ходе рассмотрения дела было установлено, что аналогичные соглашения заключены ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» и с иными управляющими организациями, в том числе с: ООО УК «Городок», ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «РЭК Жилищное Единство» Коминтерновского района г. Воронежа, ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Коминтерновского района», ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа, ОАО «УК Ленинского района», ООО «УК Мастер», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО «УК РЭК № 22» Советского района, ООО УК «РЭП-101», ОАО «УК Советского района», ОАО «УК Центрального района», ООО «РЭК Центральный», ООО «УК «Наш Дом» (всего 16 управляющих организаций). В связи с этим указанные организации были привлечены к участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчиков.
Было установлено, что между ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» и 16 управляющими компаниями заключены договоры на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в соответствии с которыми соответствующая управляющая организация поручает, а ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» за вознаграждение принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет Принципала в том числе сбор платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги.
Однако в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги именно управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за жилищно-коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.
Участвуя в указанных соглашениях 16 управляющих организаций г. Воронежа фактически отказались от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынке услуг управления многоквартирными домами и допустили к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке.
Заключение и участие в указанных соглашениях фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у указанных управляющих организаций, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ОАО «ЕПСС ЖКХ».
В принятом 15.05.2015 года по результатам рассмотрения дела решении Управление признало действия Акционерного общества «ЕПСС ЖКХ» и 16 управляющих организаций по заключению и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений, а равно участие в них нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения Комиссией Управления ОАО «ЕПСС ЖКХ» и каждой управляющей организации, заключившей и участвующей в ограничивающем конкуренцию соглашении, были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов, совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения с каждой управляющей организацией и недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением комиссии Воронежского УФАС России ОАО «ЕПСС ЖКХ» и управляющие компании обжаловали его в арбитражном суде Воронежской области.
Однако суд 06.11.2015 года оставил решение антимонопольного ведомства в силе, тем самым подтвердив основанную на действующем законодательстве правомерную позицию Воронежского УФАС России в отношении действий управляющих компаний и ОАО «ЕПСС ЖКХ» по заключению и участию в соглашениях ограничивающих конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Воронежа.