Протокол №4 от 15.12.2015 года заседания Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Протокол №4 от 15.12.2015 года заседания
Общественно-консультативного Совета при Воронежском УФАС России

Председательствовал: Гончаров Юрий Федорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Присутствовали: члены ОКС:
Гончаров Юрий Федорович – генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области
Девлетукаев Николай Алексеевич – Член Попечительского совета Швейцарского Фонда поддержки экономических реформ;
Корнев Константин Викторович – президент Ассоциации рекламных агентств;
Наумов Сергей Дмитриевич – председатель Воронежского регионального Союза предпринимателей «Опора»;
Смикалов Андрей Борисович – председатель правления Воронежской областной общественной организации «Союз перевозчиков»;
Рохмистров Владимир Васильевич – руководитель Воронежского УФАС России;
Шендрик Ольга Анатольевна – специалист-эксперт Воронежского УФАС России (секретарь Совета).
Приглашенные: Абричкина Галина Борисовна – руководитель Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области; Бикетов Борис Александрович – заместитель руководителя департамента экономического развития Воронежской области - начальник отдела экспертного анализа и оценки эффективности деятельности органов власти; Козинина Оксана Гавриловна – начальник Отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России; Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России; Михин Сергей Васильевич – начальник Отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России; Попов Виталий Геннадьевич – заместитель руководителя Воронежского УФАС России, Шамрай Владимир Владимирович – ведущий эксперт Воронежского УФАС России.
Вопросы:
1. Пресечение недобросовестной конкуренции с учетом изменений в статью 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Практика применения Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на территории Воронежской области.
3. Изменения законодательства, предусмотренные «четвертым антимонопольным пакетом», вступающие в силу с 5 января 2016 года.
4. Промежуточные результаты работы по реализации Стандарта развития конкуренции в Воронежской области.
5. Разное.
По первому вопросу выступила начальник Козинина Оксана Гавриловна – начальник Отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России.
Она сообщила, что в январе 2016 года вступают в силу поправки в ФЗ №135 «О защите конкуренции» («четвертый антимонопольный пакет»), в рамках которых также предусмотрены изменения статей по недобросовестной конкуренции.
Вводится новая глава 2.1, которая содержит целый ряд статей, расширяющих и детализирующих понятие форм недобросовестной конкуренции, описанных в предыдущей редакции Закона в статье 14.
Предпосылками к изменению законодательства послужили большой наработанный опыт в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, учет судебной практики, а также стремление сблизить данное направление с существующими международными актами. В основе лежит Парижская конвенция 1883 года, в соответствии с которой запрещаются любые действия, вызывающие смешение, дискредитация конкурента, нанесение ущерба деловой репутации, введение общественности в заблуждение и применение недобросовестных методов при использовании конфиденциальных сведений.
О. Г. Козинина обратила внимание собравшихся на основные изменения.
Так, в статье 14.1 (Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации) был введен термин «дискредитация» и идет уточнение, в отношении чего могут быть распространены ложные сведения (качество товара, количество, его цена).
В качестве примера подобных нарушений О. Г. Козинина привела дело о распространении ложной информации в отношении цены, проведенное Воронежским УФАС России в 2015 году. В Управление обратился хозяйствующий субъект – производитель медицинского оборудования на действия своего конкурента. Данный конкурент направил коммерческое предложение контрагенту, где всячески расхваливал собственный товар и отмечал недостатки товара заявителя, в том числе указывая, что цена на оборудование заявителя выше.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что цена на указанные товары была незначительно выше, а по некоторым позициям даже ниже, чем у ответчика.
Также новая глава Закона содержит статью 14.2 Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение относительно характера и способа производства товара, качества и потребительских свойств товара.
Статья осталась практически без изменений относительно предыдущей редакции, однако в ней также уточняется, в отношении чего может быть общественность введена в заблуждение (качество и потребительские свойства товара, количество товара, место его производства, изготовитель такого товара, гарантийные обязательства продавца или изготовителя).
В Закон была добавлена новая статья 14.6, касающаяся запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения. Запрещаются любые действия, которые способны привести к смешению товара с товарами конкурента.
Запрет касается как использования охраняемого товарного знака, так копирования и имитации этикетки, упаковки товара.
Зачастую товарный знак как таковой не копируется, но в целом имитируется внешний вид товара путем цветового решения, подбора шрифтов.
В качестве примера подобных нарушений О. Г. Козинина привела дело по заявлению ООО «Торговый Дом НХК», касающееся реализации мыла-пятновыводителя «ПРОТИВ ПЯТЕН», произведенное ООО «Финист». При этом дизайн упаковки товара «ПРОТИВ ПЯТЕН» был сходен до степени смешения с дизайном упаковки товара мыла-пятновыводителя «АНТИПЯТИН», вводящимся в оборот Заявителем.
Другим примером послужило дело в отношении предпринимателя из Россоши, который использовал в оформлении магазина символику и цветовые решения, сходные до степени смешения с ЗАО «Торгововый Дом «ЦентрОбувь», название магазина отличалось от названия магазинов крупной торговой сети «ЦентрОбувь» лишь последней буквой.
Также значительно расширена статья 14.3, согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром.
Законодатель четко прописал определение некорректного сравнения и его формы. Важно также то, что появился запрет на сравнение самих хозяйствующих субъектов, а не только их товаров.
О. Г. Козинина отметила, что если подобные сравнения будут использованы только в рекламе, то нарушение будет квалифицироваться только по Закону о рекламе, если же они будут встречаться в иных источниках, в том числе и в рекламе, то нарушение может быть квалифицировано как акт недобросовестной конкуренции.
Последняя часть изменений касается непосредственно защиты результатов интеллектуальной деятельности, также появилась статья, которая говорит о запрете на злоупотребление правом.
О. Г. Козинина сообщила, что многие хозсубъекты выпускают товары под уже устоявшимся известным наименованием, например сырок «Дружба». Затем появляется хозсубъект, который регистрирует это наименование как товарный знак и злоупотребляет своим правом, обращаясь к товаропроизводителям с требованием заключить лицензионный договор либо изъять товар из оборота.
Также произошло расширение института предупреждения и распространение его на недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав).
По итогам обсуждения вопроса руководитель Воронежского УФАС России В. В. Рохмистров выступил с предложением по оптимизации работы по пресечению недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами. Необходимо наладить эффективную систему обмена информацией между задействованными в данной сфере контролирующими органами, общественными организациями и представителями бизнес-сообщества для принятия оперативных мер реагирования при повторных нарушениях законодательства хозсубъектами.
По второму вопросу выступила Абричкина Галина Борисовна – руководитель Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области.
Она сообщила, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется:
- ГК РФ;
- Федеральным законом от 28.12.2009 №381-Ф3;
- Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;
- другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Региональным законом в рассматриваемой сфере является Закон Воронежской области от 30.06.2010 №68-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Воронежской области».
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством установления требований к ее организации и осуществлению, а также информационное обеспечение в этой области.
Согласно региональному закону о государственном регулировании торговой деятельности, положению о департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области к полномочиям департамента относятся (статья 7):
1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Воронежской области в области торговой деятельности, в том числе государственной программы развития торговли на территории области;
3) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории области (например, за ценами);
4) разработка мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, и их реализация (посредством реализации государственной программы, например, поддержка потребкооперации);
5) разработка и установление требований к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках, разработка порядка организации ярмарок на территории Воронежской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них с учетом требований, установленных действующим законодательством;
6) распространение российского и иностранного опыта в сфере торговой деятельности, участие в разработке предложений по международному торгово-экономическому сотрудничеству, по вопросам, затрагивающим интересы торгового обслуживания населения области (взаимодействие с другими субъектами РФ);
7) подготовка и предоставление правительству Воронежской области необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности (по ценам и другим вопросам);
8) осуществление взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности (взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области, Воронежским УФАС России).
Г. Б. Абричкина отметила, что Департаментом отслеживается ценовая политика и ее динамика на территории Воронежской области по перечню социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, на которые могут быть установлены предельно допустимые розничные цены, согласно Постановлению Правительства РФ от 15.07.2010 №530.
В случае повышения розничных цен на такие продукты на 30 и более процентов в течение 30 календарных дней подряд на территории Воронежской области, по инициативе Департамента возможно установление предельно допустимых цен на срок не более 90 календарных дней.
Это единственная мера государства по прямому жесткому регулированию цен.
Из практики реализации данных полномочий Г. Б. Абричкина рассказала следующее. В ноябре 2014 года - январе 2015 года на территории области возникала ситуация, соответствующая критериям, которые формально допускали принятие решения об установлении предельно допустимых цен, в частности: на гречневую крупу, капусту, морковь и лук репчатый. Правительством области соответствующая информация была представлена в Минэкономразвития России.
Согласно ответу, по мнению Минэкономразвития России, ограничение розничных цен в отдельных регионах с большой долей вероятности будет стимулировать оптовых поставщиков к перераспределению поставок (что в результате может привести к дефициту товаров на территориях регулируемых субъектов Российской Федерации), либо восполнять недополученную прибыль за счет повышения отпускных цен для остальных субъектов РФ, где регулирование не будет установлено.
Установление жестких ограничений на цену приведет к тому, что оптовики не будут ввозить продукты в Воронежскую область и реализовывать по фиксированным ценам, что приведет к возникновению дефицита товаров, нарушит саморегулируемое действие конкурентной середы и, тем самым, приведет к еще большему росту цен на данную категорию товаров.
Тем самым, государственное регулирование цен было признано нецелесообразным.
Г. Б. Абричкина сообщила, что в целях реализации ст. 11 Закона о регулировании торговой деятельности на территории Воронежской области департаментом предпринимательства и торговли области рассматривается новый подход к организации ярмарочной деятельности.
В этой связи определена Концепция развития ярмарочной деятельности на краткосрочную перспективу.
С этой целью департаментом подготовлен проект постановления правительства области о внесении изменений в действующий Порядок организации ярмарок, в котором предусмотрены ряд существенных изменений по организации ярмарочной деятельности, которые в основном коснутся владельцев нестационарных торговых объектов, находящихся в схеме размещения ярмарок. Новый подход предусматривает стандартизацию действующих и вновь организуемых ярмарок, определение типовых форматов ярмарок в зависимости от количества торговых мест на них, а также и разные требования к их организации и размещению.
Размещение ярмарок на территории г. Воронежа будет осуществляться в местах, определенных схемой размещения ярмарок, которую подготовит орган местного самоуправления с учетом уже сформировавшихся ярмарочных площадок; перспективных площадок, с учетом потребности в организации данного вида торговли на этом месте, а также с учетом застройки новых жилых районов.
Затем площадки будут оценены: новые выставлены на аукцион, с действующими будет заключен возмездный договор, который будет предусматривать выполнение ряда условий, таких как демонтаж старых нестационарных объектов и установка новых, отвечающих критериям нового архитектурного решения, утвержденного управлением главного архитектора. Также требования будут относиться к благоустройству ярмарок, организации мест общего пользования, уборке территории и т.д.
При этом важно соблюсти баланс между интересами предпринимателей и покупателей.
На данный момент при проведении ярмарок отмечается ряд проблем, таких как нарушение санитарных норм, отсутствие ряда инфраструктурных элементов, несоответствие в оформлении торговых мест. Проходя по ярмарке невозможно установить, глядя на тот или иной киоск, относится он к ярмарке или он установлен в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Более того, ранее демонтированные киоски плавно перекочевали на места размещения ярмарок и зачастую выглядят плачевно.
В рамках поддержки международного опыта создан совместно с Торгово-промышленной палатой Воронежской области Центр поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий.
Также Г. Б. Абричкина отметила, что важным направлением в работе является деятельность по контролю за размещением нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается раз в год, однако необходимо рассмотреть возможность более оперативного ее изменения.
Также по второму вопросу выступил Михин Сергей Васильевич – начальник Отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Воронежского УФАС России.
Он рассказал о механизме действия Закона о регулировании торговой деятельности, который состоит из 5 глав:
- Общие положения: описаны цели и сфера применения закона, основные используемые понятия, методы государственного регулирования торговой деятельности;
- Требования к организации и осуществлению торговой деятельности: содержатся права и обязанности хозяйствующих субъектов;
- Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности;
- Меры по развитию торговой деятельности;
- Заключительные положения.
На антимонопольные органы возлагается контроль за исполнением трех статей закона:
- Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;
- Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов;
- Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
С. В. Михин отметил, что на практике за время действия Закона с 1 февраля 2010 года Управлением применялась только 13 статья, которая запрещает торговым сетям создавать дискриминационные условия. К ним могут относиться создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Также в этой статье содержится запрет на навязывание торговыми сетями условий договоров.
В статье 14 Закона о торговле содержится запрет на приобретение торговой сетью дополнительных торговых площадей в пределах одного административного территориального образования. Установлен порог, который торговая сеть не может превышать по обороту от реализации продовольственных товаров.
Статья 15 устанавливает запрет для органов власти издавать определенные акты или предпринимать действия, которые могут привести к нарушению торговой деятельности.
С. В. Михин сообщил, что за период действия Закона о торгевле практика применения в Воронежском УФАС России не отличается большим разнообразием. Проведено в общей сложности 5 дел за указанный период.
Одним из наиболее значимых было дело в отношении ООО «Копейка — Воронеж». Суть нарушения выразилась в создании для ООО СХП «ППХ «ЗАБРОДЕНСКОЕ» дискриминационных условий, в том числе создании препятствий ООО СХП «ППХ «ЗАБРОДЕНСКОЕ» для доступа на рынок оптовой реализации куриного яйца для дальнейшей розничной реализации через торговую сеть «Копейка» путем необоснованного уклонения от заключении договора на поставку куриного яйца.
С. В. Михин обратил внимание собравшихся на то, что основная проблема применения данного Закона заключается в отсутствии заявлений от ущемленных товаропроизводителей. На совещаниях различного формата в неофициальных беседах сотрудники Управления слышат много претензий в адрес торговых сетей, но официальных обращений с приложением доказательств в Воронежское УФАС Росси не поступает.
Даже по тем отдельным делам, которые Управление пыталось проводить и привлекать по делу заявителей, последние отказывались от своих требований. Подобные дела приходилось прекращать, поскольку юридическая конструкция норм данного Закона предполагает в обязательном порядке наличие субъекта, чьи интересы были ущемлены. При этом он должен свою позицию активно отстаивать вплоть до рассмотрения дел в судебных инстанциях.
В противном случае ни одно из решений по подобным делам в судах не устоит по причине отсутствия ущемленной стороны.
Так, в декабре 2015 года Управлением были возбуждены 2 дела в отношении торговых сетей «Пятью Пять» и «Росинка». Ситуация повторилась: на запросы в адрес поставщиков, у которых с торговыми сетями заключены договоры, в которых были выявлены условия об обязанности поставщиков по выплате премий за продажу определенного количества социально значимых товаров, Управление получило отказ.
На данный момент нарушения были устранены торговыми сетями в добровольном порядке.
По третьему вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он отметил, что 5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой.
Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Основной задачей изменения антимонопольного законодательства была его либерализация в тех сферах, где присутствие жестких норм не требуется, снижение участия государства в экономике, повышение прозрачности процедур антимонопольного регулирования.
Среди основных изменений А. В. Логошин отметил расширение института предупреждения и распространение его на действия органов государственной власти и местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением.
Так, до возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства бизнесу и органам власти будут направляться предупреждения о прекращении недопустимых действий.
Расширение действия института предупреждения позволит потенциальным нарушителям (как бизнесу, так и органам власти) оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов, при этом потребители получают возможность эффективно и оперативно защитить свои права.
Статистика показывает, что из числа выданных предупреждений каждый год исполняется не менее 70%
Также расширяется перечень лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти).
А. В. Логошин заметил, что таким образом появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а с другой стороны - механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают Закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.
Из статьи 5 Закона о защите конкуренции было исключена норма о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов.
Вместе с тем произошло исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Данные поправки предусматривают возможность концентрации ФАС России на крупных делах, имеющих существенное влияния на состояние конкуренции.
А. В. Логошин отметил, что существенным  изменением существующей практики работы стало наделение ФАС России полномочием по пересмотру решений и предписаний территориальных органов, если эти акты нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольного законодательства. Так, предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения.
Также Федеральным законом предусмотрена необходимость получения предварительного согласия ФАС России на заключение некоторыми хозяйствующими субъектами соглашений о совместной деятельности. Проходить согласование потребуется предприятиям, суммарная стоимость активов которых превышает семь миллиардов рублей по состоянию на последнюю отчетную дату, или суммарная выручка от реализации товаров которых за прошлый год составляет более десяти миллиардов рублей. Эта норма позволяет юридически отделить соглашение о совместной деятельности от картелей и осуществить контроль экономической концентрации предприятий.
Кроме того был отменен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов. Включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.
Таким образом, снимается административная нагрузка по представлению антимонопольному органу сведений.
Также был внесен ряд соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
По четвертому вопросу выступил Логошин Андрей Владимирович – заместитель руководителя-начальник Информационно-аналитического отдела Воронежского УФАС России.
Он сообщил, что вопросам создания механизмов, способствующих развитию конкуренции на различных рынках, а также выработке эффективной конкурентной политики всегда уделялось много внимания как антимонопольным ведомством, так и иными органами государственной власти. Серьёзное начало реализации конкурентной политики на основе программного подхода положила  Программа развития конкуренции в Российской Федерации и План по ее реализации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р.
В Воронежской области на её основе была разработана региональная Программа (план мероприятий) развития конкуренции, которая просуществовала с 2009-2012 и была продлена на период 2012-2015 (после прекращения федеральной). Совместно с ответственным исполнителем по данной Программе (департамент предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области) антимонопольному органу выпала нелегкая задача по продвижению идеологии положительного влияния конкуренции на экономику региона.
Несмотря на прекращение действия Программы в текущем году, работа по её созданию и реализации позволила накопить большой опыт в данном направлении всем задействованным в этом процессе структурам и, самое главное, донести до целевой аудитории основные идеи конкурентных подходов, которые необходимо применять в своей работе органам власти различного уровня.
А. В. Логошин отметил, что в этой связи по итогам завершения действия документа необходимо будет обобщить полученные результаты и проанализировать уровень достижения целевых показателей. Ведущий эксперт Воронежского УФАС России В. В. Шамрай и генеральный директор Торгово-промышленной палаты Воронежской области Ю. Ф. Гончаров поддержали данное предложение.
Новым мощным стимулом для продолжения работы по выстраиванию эффективной конкурентной политики послужило утверждение Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р) и включение в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности показателя «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах РФ».
Для оценки этого показателя распоряжением Правительства РФ введены два показателя, на основе которых будет проводиться оценка: выполнение требований, предусмотренных Стандартом, и достижение показателей, которые субъект сам себе установит.
А. В. Логошин сообщил, что в сентябре 2015 года Постановлением Правительства РФ утверждена новая редакция Стандарта, в котором расширены составляющие. Помимо оценки губернатора будет проводиться оценка региональных органов исполнительной власти, которая также будет основываться на этих показателях.
Достижение показателей будет основой для позиционирования региона, в том числе при получении различных грантов. Основная идея внедрения Стандарта – наладить диалог между органами власти, бизнесом и потребителями. Также важным моментом является ориентация на потребителя, необходимо содействовать приходу на рынок новых поставщиков, чтобы у потребителя был выбор как по цене, так и по качеству. Вместе с тем необходимо привлекать предпринимателей в те отрасли, где присутствуют в подавляющем большинстве государственные организации.
С ноября 2014 года Воронежская область присоединилась к числу регионов, в которых стали внедрятся требования, предусмотренные Стандартом развития конкуренции, разработанные «Агентством стратегических инициатив». Дальнейшая работа в регионе по Стандарту развития конкуренции складывалась из выполнения требований, предусмотренных документом.
Так, распоряжением от  03 декабря  2014 г. № 996-р «О внедрении на территории Воронежской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» был определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по содействию развитию конкуренции в Воронежской области (Департамент экономического развития Воронежской области). На официальном сайте создан раздел, посвященный внедрению Стандарта развития конкуренции.
Указом губернатора Воронежской области от 02 февраля 2015 г. № 32-у «О Совете по содействию развитию конкуренции в Воронежской области» утверждено положение совета и персональный состав из 45 человек. От Воронежского УФАС России в совет был включен заместитель руководителя – начальник отдела А.В. Логошин. С момента создания было проведено 2 заседания, в процессе которых был дополнен и согласован перечень приоритетных рынков.
Также Распоряжением от 28 апреля 2015 г. № 257-р «О  перечне приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Воронежской области» определен состав рынков, на которых требуется выработка мероприятий по развитию конкуренции. В качестве приоритетных были определены рынки сельскохозяйственной техники, овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, а также туристических услуг.
А. В. Логошин сообщил, что Распоряжением от 28 апреля 2015 г. № 258-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Воронежской области. Указанный план разработан на основании информации исполнительных органов государственной власти Воронежской области по результатам оценки состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг области, оценки экспертов и информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
С целью проведения мониторинга, распоряжением от 11 августа 2015 г. № 545-р утверждены положение и состав межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области. В состав указанной группы также включены представители антимонопольного ведомства. Вместе с тем для выполнения указанных целей разработан и утвержден порядок проведения мониторинга.
В рамках работы по созданию механизма общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в регионе образован Совет и открыт раздел на сайте уполномоченного органа, посвященный реализации указанного требования.
Также на официальном сайте Департамента экономического развития Воронежской области создан раздел, посвященный Стандарту развития конкуренции, в котором размещаются нормативно-правовые акты и поручения, протоколы заседаний рабочих групп и советов, новости, а также проводимые опросы, касающиеся развития конкуренции на рынках области. Кроме того, за период, прошедший с начала внедрения Стандарта, был сделан ряд выступлений в СМИ как представителей Уполномоченного органа, так и Воронежского УФАС России, в которых подробно рассказывалось о причинах и основных этапах внедрения Стандарта.
Помимо исполнения требований, предусмотренных стандартом, с целью задействования представителей муниципалитетов в работу по развитию конкуренции, между Уполномоченным органом и администрациями всех муниципальных районов было заключено типовое соглашение. Реализация положений указанного документа будет способствовать более эффективному внедрению Стандарта развития конкуренции в Воронежской области.
А. В. Логошин обратил внимание собравшихся на то, что выполнению всех требований предшествовала объемная работа, в которой были задействованы органы власти всех уровней, представители бизнес-сообщества региона и общественных организаций, разработанные документы носят не формальный характер, а являются рабочими инструкциями, применение которых способно положительно повлиять на экономику региона.
На 2016 год намечено проведение мониторинга состояния конкурентной среды на рынках области в соответствии с разработанным порядком и подготовка ежегодного доклада о состоянии конкуренции на рынке товаров и услуг Воронежской области. Он также будет включен в доклад «О состоянии развития конкуренции в РФ» для Правительства РФ.

В ходе рассмотрения третьего вопроса был одобрен план работы Общественно-консультативного совета при Воронежском УФАС России на 2016 год:
1 квартал
1. Вопросы применения антимонопольного законодательства на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению г. Воронеж.
2 квартал
1. Практика применения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3 квартал
1. О состоянии развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках в Воронежской области.
4 квартал
1. Практика работы Воронежского УФАС России по применению механизма административного обжалования в сфере строительства.

В результате обсуждения вопросов были одобрены следующие предложения:
1. Оптимизировать работу по пресечению недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами путем обмена информацией между задействованными в данной сфере контролирующими органами, общественными организациями и представителями бизнес-сообщества для принятия оперативных мер реагирования при повторных нарушениях законодательства хозсубъектами.
2. Рекомендовать Департаменту экономического развития Воронежской области совместно с Департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области по итогам работы по Программе развития конкуренции в Воронежской области обобщить полученные результаты для обеспечения преемственности в работе и использования накопленного опыта при внедрении Стандарта развития конкуренции.
3. Рекомендовать департаменту предпринимательства и торговли на постоянной основе проводить разъяснительную работу с товаропроизводителями о необходимости направления заявлений в антимонопольный орган при выявлении фактов нарушения законодательства о торговле.

Дата проведения Совета: 
15 декабря 2015, 15:41