Наружная реклама в Воронеже перешла в ведение ДИЗО

В прошлом году мы не раз сообщали о противоборстве властей города и рекламщиков, в которое были втянуты многочисленные структуры, в том числе и региональное управление Федеральной антимонопольной службы, и прокуратура. В Воронеже в 2011 году в эксплуатации находилось порядка 2,5 тыс. различных рекламных конструкций, но реально их могло быть и гораздо больше. В процессе подготовки к празднованию юбилея города по заданию мэрии было демонтировано примерно 400 транспарант-перетяжек, в первую очередь – на центральных улицах. Свои порою резкие действия чиновники объясняли предписаниями правоохранителей. Как сообщили в облпрокуратуре, в ходе проверок были выявлены достаточно значительные нарушения закона на рынке «наружки», т.е. примерно 3 тыс. договоров были заключены с серьезными нарушениями полномочий, а свыше 500 растяжек и весели в противоречии с требованиям ГОСТа.Около 100 транспарантов и большре колличество рекламных щитов размещались вовсе без какой-либо разрешительной документации.
В ответ на такие действия мэрии "Ассоциация операторов наружной рекламы",  возглавляемая Игорем Комаровым начала обращаться с заявлениями в УФАС. Антимонопольщики довольно скоро отреагировали – в октябре возбудили дело в отношении городской думы — по причине отсутствие конкретных нормативных актов, которые регламентируют порядок проведения торгов по распределению мест для рекламных конструкции. Депутаты дали понять, что к рекламным деньгам особого отношения не имеют – на сессии уже в начале ноября было принято решение, по которому заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должно отправляться на конкурс. Осталось не совсем понятно, кто же его будет проводить – мэрия, где выделен специальный отдел по рекламе, или область, которой с 2006 года принадлежат права как раз на эти неразграниченные земли (на них как раз, по разным оценкам, и находится до 90% рекламных конструкций).
Недавно областное УФАС возбудило административное дело в отношении администрации Воронежа. Власти отказывали в выдаче и продлении разрешений на установку и эксплуатацию перетяжек, и в тоже время не обращали внимания на конструкции другого типа - билборды, щиты, стенды, пано. В ответ на это специалисты мэрии напомнили, что рынок наружной рекламы по большей части сформировался с 2002 по 2007 годы и практически в отсутствии нормативно-правовой базы. Позже появились существенные изменения и дополнения в федеральном законе «О рекламе» и некоторых ГОСТ. «Естественно, размещаемые рекламные конструкции в большинстве не соответствуют действующим сегодня нормам, - считают в городской администрации. - И именно в соответствии с представлением областной прокуратуры, вот и начался демонтаж транспарантов-перетяжек. Эти рекламные носители установлены на городской собственности, а конкретно - опорах освещения, контактных сетей. Другая же наружная реклама – билборды, штендеры, сити-форматы и так далее – в основном располагаются на землях, право госсобственности на которую не было разграничено. И на момент начала работ по наведению порядка на рынке наружной рекламы не был определен тот орган, который уполномочен производить демонтаж в рамках прав собственника на объект недвижимости, на котором рекламные конструкции размещены. С декабря прошлого года эти функции возложили на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Очевидно, что те рекламные конструкции, которые размещены в нарушение действующего закона, подлежат демонтажу. Возможно сказать, что очистка городских улиц от транспарант-перетяжек – это лишь первый этап работы по наведению порядка, и совершенно не создание условий для развития одного конкретного сегмента бизнеса за счет других».
Отдел по регулированию деятельности рынка наружной рекламы Воронежа в структуре ДИЗО возглавила Ольга Эсауленко. Кроме нее пока в отделе числится еще семь сотрудников. Новое подразделение призвано контролировать размещение рекламных конструкций на неразграниченных участках, проводить торги, а так же заключать контракты с рекламными компаниями. Уже готовятся необходимые нормативные акты по регулированию рынка в области. От мэрии ждут лишь ранее анонсированную схему размещения рекламоносителей в Воронеже. Также начальник отдела рекламы горадминистрации Ольга Небольсина напомнила, что город по-прежнему контролирует рекламные носители, которые установлены на объектах муниципальной собственности.
По оценке Игоря Комарова, в прошлом году закончилось действие около 30% старых договоров на установку рекламных конструкций, в текущем году истекает срок больше половины разрешений,  а уже в 2013-м – практически всем операторам придется заключать новые договора. Некоторые же игроки переживают, что новые правила будут лишь на руку федеральным компаниям, обладающим, по определению,куда более серьезными финансовыми ресурсами. Другие же просто замечают, что если ДИЗО начнет разбираться в законности/незаконности установки, например, рекламных щитов, то большую их часть вообще придется демонтировать как абсолютно не отвечающую различным нормативам.

Цветков Андрей