Вернуть конкуренцию в правовое поле

Помогать решать наиболее острые проблемы, связанные с ущемлением прав хозяйствующих субъектов и простых воронежцев, – главная миссия Воронежского УФАС России.
За годы работы сотрудники Управления всегда жёстко и оперативно реагировали на нарушения антимонопольного законодательства.
Конкурс для Галочки?
Одна из главных и обсуждаемых тем сейчас в кулуарах Правительства РФ – законопроект, предусматривающий ряд мер по предупреждению и пресечению «откатов» при госзакупках, который не так давно получил одобрение и будет направлен в госдуму. Законопроектом, разработанным Минтрудом, предлагается внести поправки в закон о закупках №44-ФЗ «в части расширения единых требований к участникам закупки».
В частности, согласно законопроекту, у участника закупки должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики, а также преступления, предусмотренные ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки, посредничество во взяточничестве) УК РФ. Исключением являются те, у кого судимость погашена или снята. Участником закупки не может быть человек, который был лишён права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, или имеющий административное наказание в виде дисквалификации. И ещё одно обязательное условие – участник закупки (юрлицо) ранее не должен был привлекаться к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Так что работы у антимонопольщиков значительно прибавится. Хотя именно несоблюдение требований №44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является наиболее частыми нарушениями. К примеру, за 2015 год Воронежское УФАС выявило 142 нарушения требований законодательства о контрактной системе, рассмотрено 51 обращение о возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком и 263 уведомления о заключении контракта у единственного поставщика.
Расскажем о наиболее резонансных. Управлением были рассмотрены две жалобы Общероссийской организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Безопасное отечество» на действия ФКУ «Чернозёмуправтодор» при организации проведения конкурсов. Они выбрали конкурс с ограниченным участием на строительство двух пешеходных переходов на участках автомобильной дороги Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 «Каспий» (начальные цены контрактов – 23 138 148,00 руб. и 20 254 972,00 руб.).
Владимир Рохмистров, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: «По закону для проведения такой процедуры необходимо наличие двух условий: во-первых, объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включённых в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Во-вторых, цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 миллионов рублей. Следовательно, выбранный ФКУ «Чернозёмуправтодор» способ закупки не соответствовал условиям проведения конкурса. По результатам рассмотрения дела ФКУ были выданы предписания об устранении выявленных нарушений путём аннулирования конкурсов».
Надо жёстче контролировать
В Воронежское УФАС России поступило коллективное заявление жителей улицы Минской домов No 63, 67в, 69б, 71а на бездействие городской администрации в части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Как оказалось, конкурс по выбору компании для управления отдельными многоквартирными домами не проводился. Договоры на управление многоквартирными домами были заключены между застройщиком и ООО УК «Родник» одновременно с получением разрешений на ввод этих многоквартирных домов в эксплуатацию. Согласно законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом. Если же способ не был выбран, то администрация обязана провести конкурс среди УК. Суд принял решение согласиться с позицией Воронежского УФАС относительно имеющейся обязанности администрации провести открытый конкурс по управлению многоквартирными домами.
Был ещё случай. «Мы рассмотрели два заявления на действия Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области при согласовании автобусных маршрутов «Курск – Ростов-на-Дону» и «Воронеж – Уварово», – констатирует Владимир Рохмистров. – Департамент в нарушение пункта 10 Порядка Минтранса не согласовал Паспорт маршрута и не дал аргументированный отказ в таком согласовании. Зато указал, что открытие данных маршрутов скажется на финансовом состоянии других предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки в этих направлениях. Рынок перевозки пассажиров является открытым и конкурентным, а такие действия Департамента могут привести к ограничению конкуренции».
По итогам рассмотрения дел Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Невозможно не нарушить!
Рынок строительства в регионах развит достаточно широко. Оказалось, в Воронеже существует проблема подключения жилых домов к сетям газораспределения. Как показала практика правоприменения, на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам зафиксирован случай навязывания газораспределительной организацией выполнения гражданами проекта газоснабжения при подключении жилых домов к распределительным сетям. Воронежским УФАС России было установлено, что ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» необоснованно навязывает гражданину при заключении договора подключения (технологического присоединения) жилого дома к газораспределительной сети невыгодные для него условия. Для этого он обязан выполнить проектные работы по созданию сети газопотребления. Это незаконно, поскольку застройщик вправе сам решать – делать это или нет.
– По результатам рассмотрения дела на территории региона усилиями Воронежского УФАС России была пресечена монополистическая деятельность газораспределительной организации и сформирована положительная практика применения специального/отраслевого законодательства, регулирующего вопросы подключения потребителей к газораспределительным сетям. Данное дело является первым в РФ положительным примером, в том числе в судебной практике применения, – подчеркнул руководитель УФАС по Воронежской области.
ООО «Бизнес Кар Воронеж» столкнулось с фактом незаконного взимания платы за технологическое присоединение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения здания. Оно обратилось в Управление с заявлением о возбуждении дела в отношении ООО «РВК-Воронеж». Суть нарушения в следующем.
ООО «Бизнес Кар Воронеж» обратилось в ООО «РВК-Воронеж» с заявкой о подключении к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, по результатам рассмотрения которой между указанными лицами был заключён договор о подключении, где плата за услугу составляет 0 рублей 0 копеек, а на деле компания получила 37 104 рубля. Действия ООО «РВК-Воронеж» были признаны незаконными.
В кризис ищут любую лазейку
Грешат этим предприниматели, стараясь сделать свой товар узнаваемым за счёт других. В Воронежское УФАС России поступило заявление ООО «Торговый Дом НХК» в отношении ООО «Финист» по признакам нарушения антимонопольного законодательства РФ. В нём была информация о том, что в магазинах торговой сети «7 дней» в Москве реализовывалось мыло-пятновыводитель «ПрОТиВ ПяТен», произведённое ООО «Финист», а дизайн упаковки товара «ПрОТиВ ПяТен» сходен с дизайном упаковки товара мыла-пятновыводителя «АнТиПяТин», вводящимся в оборот заявителем. В ходе проверки было установлено, что поручило ООО «Торговая Компания «Финист» изготовить товар «ПрОТиВ ПяТен» ООО «Сигма-опт». Она же и является хозяйствующим субъектом, вводящим в оборот товар. При этом ООО «Торговый Дом НХК» и ООО «Сигма-опт» являются конкурентами на рынке оптовой торговли туалетным и хозяйственным мылом.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о том, что упаковки товаров «АнТиПяТин» и «ПрОТиВ ПяТен» сходны до степени смешения и выдала ООО «Сигма-опт» предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.