Воронежские товары с трудом попадают на прилавки торговых сетей

Воронежские продукты питания с большим трудом попадают в крупные торговые сети региона. Но производители предпочитают публично не жаловаться на ситуацию, опасаясь, что их тогда вовсе не допустят на прилавки. Об этом интернет-газете «Время Воронежа» рассказала председатель общественного консультативного Совета по развитию предпринимательства и туризма Любовь Паршина.
На последнем заседании этого Совета, состоявшемся в стенах Парламентского центра, участники как раз и пытались разрешить этот конфликт. Можно сказать, что поводом для заседания стали обращения в областную думу воронежских предпринимателей, которые жалуются на то, что представители торговых сетей вынуждают производителей увеличивать скидку при закупке продуктов, а также самовольно вводят необоснованные штрафы и производят возврат товара.
Начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках УФАС Сергий Михин сообщил Совету, что с начала года его подразделение провело девять проверок торговых сетей, представленных в Воронеже:
 - Нами выявлены признаки двух видов нарушений. Первое – превышение сроков оплаты производителям за поставленный товар. Второе – включение в договор условий, которые увеличивают размер бонусов торговых сетей. Вместо установленных законом 5% они могут достигать 15% и даже более.
Впрочем, Сергей Михин сделал оговорку: пока можно говорить лишь о признаках нарушений. Но если они подтвердятся, торговым сетям грозят штрафы в 1 - 5 млн рублей.
Но чтобы установить, были ли нарушения на самом деле, антимонопольной службе требуется активная позиция самих поставщиков товаров:
 - Если они к нам не обращаются, то, как мы узнаем о том, что их права ущемляют? – взывал на Совете Сергей Михин. - Как узнаем о том, что им навязывают несправедливые условия договора? Без сигналов нам очень сложно работать.  
Любовь Паршина рассказала нашему изданию,  что считает эту ситуацию «деликатной»: предприниматели понимают, что если начнут жаловаться громко и публично – велик риск, что их товары вообще не пустят на прилавки, либо загонят в такой угол, где их ни один покупатель не найдет.
Поэтому она и предложила, чтобы антимонопольная служба принимала такого рода информацию на условиях анонимности.
Характерно, что эти «деликатные» проблемы возникают у воронежских предпринимателей на фоне политики лоббирования интересов торговых сетей со стороны местной и региональной власти. Мелкий розничный бизнес под административным нажимом постепенно исчезает с улиц города, а этот сегмент рынка заполняется крупными сетями, которых представители исполнительной власти неоднократно называли более цивилизованным способом торговли.
Тут, впрочем, нужно отметить, что местный производитель у мелкой розницы тоже не пользуется особой популярностью.
А что касается цивилизованности, то все зависит от того, с какой стороны на проблему смотреть.
На том же Совете Любовь Паршина заметила, что многие воронежские производители жалуются, что не могут свободно повышать цены на свою продукцию, сталкиваются с «замораживанием» цены со стороны владельцев сетей.
А глава одной из крупнейших региональных торговых сетей Любовь Ишкова ей возразила:
- Мы делаем это, чтобы защитить покупателей от роста цен. Когда производитель приходит к нам, мы просим его предоставить нам график изменения цен на его продукцию, и стараемся от этого графика не отклоняться. Иначе бы многие заходили по конкурсу в сеть с минимальной ценой, а потом сразу бы заявляли о ее росте.
У руководителя предприятия по производству овощных консервов Алексея Скурихина был свой взгляд на эту цивилизацию. Он обвинил торговые сети в том, что те вынуждают поставщиков подгонять цены под якобы аналогичную продукцию, уже стоящую на прилавках:
 - Да, там порой написано «ГОСТ», но все знают, что «гостом» здесь и не пахнет. Покупателя сознательно вводят в заблуждение. А цена низкая, потому что непонятно из чего сделан продукт. Мы же свой качественный не можем так дешево продавать – он просто не окупится. У нас ощущение, что мы выступаем благотворителями для торговых сетей. Ведь как только им уменьшили размер бонуса, они тут же снизили закупочную цену нашей продукции.
Тут к месту заместитель председателя думского комитета по предпринимательству Оксана Ярковая привела отдельные результаты мониторинга наценок при реализации продукции. И если у производителей они составляют 7-8%, то у торговых сетей - от 15 до 70%.
При этом Ярковая, до получения депутатского мандата потрудившаяся в торговых сетях, заметила, что цель Совета – не «прессовать» крупных ритейлеров:
-  Мы лишь стремимся частично перераспределить объем получаемой от торговли прибыли в сторону производителей продуктов питания.
Со знанием дела она заметила, что «был период, когда торговые сети развивались в максимально комфортных условиях». Но теперь «пришло время сделать акцент на тех, кто, собственно, поставляет в них продукты и решает проблему обеспечения продовольственной безопасности».
В общем, замечание верное: местная власть кровно заинтересована в поддержке местного производителя. Как сказала нашему изданию Любовь Паршина, есть большая доля уверенности, что качество воронежской продукции выше, чем у иногородней. По ее словам, уверенность эта основана хотя бы на том основании, что местный товар не надо везти издалека: ведь в дороге многие качества продуктов теряются.
Но до тех пор, пока вопрос попадания товара на прилавки регулируется отношением владельцев торговых сетей к поставщикам, говорить о цивилизованности нашего рынка, а, стало быть, и качестве товара, не приходится. Какая ж это цивилизация, если притесняемые производители бояться жаловаться на притеснения из опасения, что им от этого будет еще хуже?
Как было сказано выше, «гостом» тут и не пахнет.
Автор: Герман Полтаев