Андрей Логошин: «Механизм размещения рекламы в интернете меняется»

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области — о нарушениях в законодательстве «О рекламе», ужесточении требований и ответственности участников рынка

— Какие нарушения чаще всего выявляют антимонопольные службы в законодательстве о рекламе?
— В нарушениях закона «О рекламе» можно выделить несколько блоков. Это, прежде всего, недостоверная реклама: когда хозяйствующие субъекты в информации о своих товарах указывают несоответствующие действительности сведения о производстве товара, составе и прочих характеристиках, которые ничем не подтверждены. Далее нарушения касаются ненадлежащей рекламы, которая не соответствует требованиям, установленным законом, при рекламе конкретных товаров и услуг на телевидении, в печатных СМИ, где есть определенные требования, но они не соблюдаются. Также нарушения фиксируются в сфере финансовых услуг. Среди выявленных антимонопольным органом нарушений они составляют довольно большой объем. Это серьезные нарушения с серьезными последствиями, прежде всего, для потребителя, когда реклама какого-то финансового продукта — дает ли ее банк или иной финансовый институт — не доводит до потребителя всю необходимую информацию. Например, указан процент, но не указаны условия его получения. Это, на наш взгляд, довольно существенная информация для принятия решения, которое позволит потребителю обратиться в тот или иной финансовый институт. Соответственно при ее отсутствии потребитель может понести серьезные убытки вплоть до потери своих средств — либо разместив их на вкладе, либо получив кредит не под те проценты, которые были указаны в рекламе.
Также мы фиксируем рекламу, которая распространяется по сетям связи — это смс, звонки рекламного характера. Законом установлен запрет, что такая реклама не может доводиться до потребителя, если нет его согласия на ее получение. Такие случаи мы также пресекаем. По остальным запретам, которые установлены законом, нарушения выявляются, но не так часто. Время от времени появляется реклама алкогольной продукции, розыгрышей. Ее мы пресекаем, и впоследствии, исполняя наше предписание, реклама уже доносится в том виде, в каком она должна быть в соответствии с законом.

— Расскажите о механизмах реагирования антимонопольной службы. Бывают ли случаи, когда штраф начисляется сразу без предупреждения?
— Получив информацию, мы делаем запросы участникам рынка, устанавливаем, кто был рекламодателем. Установив всех лиц, мы возбуждаем дело о нарушении законодательства «О рекламе». В рамках его рассмотрения выслушиваем ответчика. Если признаки нарушения подтверждаются, мы признаем рекламу ненадлежащей и в последующем привлекаем к ответственности хозяйствующий субъект. В настоящий момент существует такая особенность привлечения к ответственности, которая позволяет хозяйствующий субъект не наказывать, а вынести предупреждение и не назначать штраф, если он нарушил впервые и относится к малому бизнесу.

— В этом году были приняты поправки к закону «О рекламе», предполагающие обязательную маркировку. Что это означает для участников рынка?
— Да, с первого сентября вступили изменения в закон. Теперь обязательная маркировка информации рекламного характера, которая размещается в интернет-ресурсах, должна иметь пометку «Реклама» и маркироваться определенным способом. Данная ситуация продиктована требованием времени, потому что у нас классические способы размещения рекламы вытесняются новыми способами размещения через цифровые ресурсы. Очень активно осваивается интернет, поэтому, чтобы систематизировать и аккумулировать информацию о той рекламе, которая размещается, были внесены эти изменения. Для участников рынка меняется механизм размещения такой информации. Теперь до того, как разместить информацию в интернете, ее необходимо промаркировать. Вводится новая структура — оператор рекламных данных, и до размещения информации у оператора и получения определенной маркировки рекламная информация размещена быть не может. За размещением такой рекламы без пометки и маркировки антимонопольные органы будут следить. Для участников рынка это предполагает временные затраты, но для начала им требуется понять механизм. Пока документы, которые бы механизм четко описывали, не разработаны. Поэтому участникам рынка пока следует к этому готовиться.

— Что привело к ужесточению закона?
— Изменения в закон вносились на федеральном уровне. Это было продиктовано тем, что довольно много размещаемой рекламы органами не контролировалось. Теперь же повышается прозрачность того, кто информацию размещает, для последующего установления рекламодателя. Данный рынок вводится в правовое поле с целью прозрачного отслеживания и контроля.

— А как это будет отслеживаться? Вручную, кто попался, или будет разработана какая-то система?
— Прежде всего, добросовестные участники, чтобы разместить рекламу, сначала должны разместить у оператора рекламных данных информацию о себе как рекламодателе и в целом о рекламе. После присвоения маркировки, информация размещается и добросовестный участник не страдает. Что же касается недобросовестных, то, если антимонопольным органом в ходе мониторинга или по заявлению будет установлена реклама, не имеющая маркировки, ее признают нарушающей законодательство «О рекламе» и будут применяться определенные санкции.

— Какие запросы от рекламной отрасли будут обрабатываться в 2023 году?
— Закон «О рекламе» принят давно и заложенные в нем нормы требуют переработки с учетом реалий сегодняшней жизни. От участников рекламной отрасли время от времени поступают запросы о том, что необходимо актуализировать некоторые требования, определить порядок контроля и соответственно учитывать при рассмотрении признаков нарушения новые способы продажи товаров (через интернет, иные цифровые рынки). На это и будет направлено внимание антимонопольного органа с целью последующего внесения изменений.

Видео по ссылке