Денис Чушкин: «Контроль цен на социально значимые товары усилился»

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области – о противодействии монополистам и недобросовестной рекламе с использованием патриотической тематики
 
О контроле цен и создании искусственного дефицита
Из-за санкций в стране сложилась непростая экономическая ситуация: увеличились цены на сырьё, сократилось количество контрагентов, логистические цепочки стали перестраиваться. Это повлекло за собой изменение цен. Наши сотрудники ежедневно изучают полки магазинов, обращают внимание на дефицитные позиции. Проводят мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары, стройматериалы – и в федеральных торговых сетях, и в региональных. К слову, с региональными торговыми сетями удалось договориться насчёт минимизации торговых наценок на социально значимые продукты питания на уровне от 4 до 10%.
 
Вся информация о злоупотреблениях в сфере ценообразования доходит до УФАС. Нарушители получают предостережения о недопустимости завышения цен и создания искусственного дефицита. Например, в марте прошлого года после череды обращений граждан на «горячую линию» при нашем Управлении предостережения получили две крупных торговых сети, завышающие цены на сахар. Нарушения были оперативно устранены.
 
О злоупотреблениях в сфере госзакупок
Государственные закупки — главный способ для бюджетных учреждений и госкомпаний получить товары и услуги по выгодной цене. Для этого заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции размещается на электронных торговых площадках, где предприниматели, желающие участвовать в торгах, могут оставить заявку. Поставщика определяют в ходе тендера.
 
Через систему госзаказа проходит огромное количество товаров и услуг, начиная от лекарств, компьютеров и заканчивая многомиллионными и даже многомиллиардными тендерами на дорожные работы, строительство объектов социальной сферы. В торгах должны побеждать поставщики, способные предоставить более качественные услуги по оптимальной стоимости. И здесь, несмотря на всю серьёзность ситуации, по-прежнему есть те, кто сознательно идёт на нарушение закона. Вместе с тем 25% обращений в УФАС поступило от так называемых «профессиональных жалобщиков». Они изначально не планировали участвовать в закупках, однако подавали жалобы на участников торгов (или угрожали подать), чтобы получить деньги за последующее снятие претензий.
 
О проблемах подключения к инженерным сетям
Вопросы у воронежцев вызывает ценообразование у поставщиков ресурсов: электричества, тепла, газа. Пресечение действий монополистов — значимая часть деятельности УФАС. Свободный доступ к сетям инженерно-технического обеспечения важен как для потребителей услуг, так и для инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие региона. Недопустимо, чтобы, например, поставщики электроэнергии без веских причин нарушали сроки подключения предприятий к сетям, тем самым негативно влияя на развитие малого и среднего бизнеса в регионе. УФАС пристально наблюдает за всеми процессами в этой сфере.
 
В частности, в 2022 году Управлением после заявлений нескольких застройщиков было установлено, что сетевая организация необоснованно уклонялась от направления проекта договора о технологическом присоединении к электрическим сетям. В связи с этим застройщики не могли начать строительство многоквартирных жилых домов. Ещё одна ситуация – из-за того, что сетевая организация в шестимесячный срок не подключила бетонно-растворный узел, производитель бетона был вынужден на неопределённый срок отложить свои планы по развитию предприятия, а также нести убытки от невозможности заключения новых договоров купли-продажи.
 
О нарушениях рекламного законодательства
За 2022 год рассмотрено 251 заявление о нарушениях рекламного законодательства. Так, злоупотребления обнаружены в сфере банковских услуг. Например, таких, как кредитные портфели и ипотечные предложения, а также реклама банкротств физических лиц. В частности, Управление рассмотрело ряд дел в отношении крупных банков, которые, распространяя рекламу различных финансовых услуг, использовали слишком мелкий шрифт при размещении существенной информации об условиях их получения. Фактически это можно считать отсутствием необходимых данных
 
С сожалением можно отметить, что во время СВО некоторые недобросовестные участники рынка спекулируют на патриотических образах. Например, на баннере одной мебельной фирмы можно увидеть военного.
 
Противоречит законодательству размещение рекламы в школьных учебниках и дневниках. Вместе с тем известная цифровая образовательная платформа разместила на своём сайте баннеры с рекламой медицинских препаратов, а также услуг онлайн-школы. После вмешательства Управления реклама была удалена с сайта, а компания оштрафована на 200 тыс. рублей.
 
ЦИФРЫ 3209 заявлений граждан и хозяйствующих субъектов рассмотрело УФАС по Воронежской области за 2022 год.
 
577 предписаний и предупреждений об устранении нарушений было выдано за этот период.