ФАС на рекламу

ОНИ ЗАФИКСИРОВАНЫ в деятельности служб такси, банков, предоставлении медицинских услуг, размещении наружной рекламы и т.д. Чаще всего речь идет либо об отсутствии в объявлениях или текстах необходимой информации, обязательной для данного вида деятельности, либо о недобросовестной рекламе. Борясь с этими нарушениями, УФАС не просто номинально защищает закон, но и добивается, чтобы размещаемая информация не наносила вред как потребителям рекламируемых товаров и услуг, так и конкурентам предприятий в данном сегменте рынка.
Об этом вчера шел разговор заместителя руководителя УФАС по Воронежской области Сергея Ведерникова с журналистами. Именно он курирует в антимонопольной службе области соблюдение законодательства о рекламе.
Медицинский «склероз»
Ведерников рассказал, что с начала 2010 года его ведомство возбудило 16 дел об административных правонарушениях в этой сфере. По 12 из них вынесены решения о признании вины рекламодателя. Общая сумма штрафов составила порядка 300 тыс. руб. Среди нарушителей лидируют финансовые структуры, а также лица и учреждения, оказывающие медицинские услуги. Скажем, медики нередко «забывают» указать наличие противопоказаний у таблеток и настоек, и то, что перед их применением надо посоветоваться
со специалистом. При рассмотрении же их дел чаше всего ссылаются на то, что просто были не в курсе подобного требования закона, хотя оно действует уже достаточно давно.
«Спрятанные» проценты
А некоторые банки по-прежнему грешат тем, что в своей рекламе продолжают указывать не эффективную ставку по предлагаемому кредиту (то есть, включающую все возможные расходы клиента на обслуживание долга), а лишь базовый процент, который существенно ниже. Соответственно, люди не могут самостоятельно просчитать, во сколько обойдется заем в данном банке.
По этим мотивам УФАС области возбудило 4 дела, при рассмотрении которых принято решение оштрафовать кредитные учреждения. Те, в свою очередь, оспорили это в суде, но проиграли. Таким образом, процесс выстраивания корректных отношений между банками и их клиентами постепенно идет, пусть и под давлением антимонопольной службы.
Диспетчеры и «бомбилы»
Еще одно проблемное направление - сфера такси. В УФАС обратилась Торгово-промышленная палата области, выступающая от имени ряда предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров. Их коммерческая деятельность организована в соответствии со всеми требованиями законодательства. Они располагают своим парком машин, стоянкой, организуют технический контроль за транспортом перед его выходом на линию, а также медицинское освидетельствование водителей. И, к тому же, платят налоги с каждого заработанною рубля.
Параллельно с такими компаниями на рынке действует масса тех, которые организованы на абсолютно других принципах. По сути это сотни «бомбил», просто завязанных на телефоны диспетчеров. Получив через них заказ, они выезжают к клиенту, отчисляя фиксированную сумму за полученную «наводку». Ни о каком контроле за состоянием авто, здоровьем водителей и объемами налогообложения при такой схеме говорить не приходится. По оценке ТПП области, региональный бюджет недополучает от «бомбил» порядка 100 млн. руб. в год.
Но налоговые вопросы УФАС не решает. Это ведомство пытается скорректировать ситуацию с другой стороны. УФАС предприняло попытку запретить диспетчерам, распределяющим полученные звонки между «бомбилами», именовать себя в рекламе «такси». Одно из трех подобных административных дел уже рассмотрено, и «диспетчерской» грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб.
«Досуг» с шашками
Сергей Ведерников пояснил ситуацию и вокруг рекламы пресловутых эскорт-услуг, публикуемой в ряде СМИ. Дело в том, что данный термин уже давно не используется рекламодателями, которые предпочитают просто слово «Досуг», украшая его рисунком или фото полуобнаженной красавицы. Представители антимонопольной службы несколько раз совместно с милицией выезжали по подобным объявлениям, но результатов это не дало:
— Приходим, а в квартире сидит девушка, рядом с которой расставлены шашки, Она нам предлагает: «Не желаете ли сыграть?..» Это же досуг? Вот и получается, что за недобросовестную рекламу привлечь частное или юридическое лицо, разместившее подобную рекламу, пока не удается.

Александр Пылев, газета «Берег», № 40 (1176), 16 апреля 2010 г.