Весеннее обострение

По данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России только с 5 по 11 апреля 2010 года повысились на 0,5%. В Воронеже автомобилисты жалуются, что цены стали кусаться, и опасаются дальнейшего их повышения.
Цены в Воронеже повышались и после - вплоть до 15 апреля. А 16 апреля руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Владимир Рохмистров на встрече с губернатором Алексеем Гордеевым заявил, что деятельность ряда АЗС в Воронеже не отличается «прозрачностью», что создаёт почву для нарушений в сфере конкуренции.
Правда, пока в ведомстве эту информацию не конкретизируют.
- Обнародовать признаки нарушений преждевременно. Сначала мы должны предъявить их компаниям, - говорит заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Виталий Попов.
По словам Виталия Попова, цены на этом рынке нерегулируемые. Отсутствие конкуренции в этом сегменте усложняет жизнь автомобилистам. При этом УФАС вправе вмешаться исключительно при наличии фактов нарушения конкретных норм антимонопольного законодательства.
- Вместе с тем каждый из нас понимает, что в силу исторической специфики рынка цены здесь устанавливает монопольная структура - одна-две АЗС-компании. Сейчас мы предлагаем координировать свои действия с другими контролирующими органами с целью стабилизации ситуации на рынке. Думаю, что отдельные субъекты этого рынка уже осознали, что это не акция антимонопольного управления, а постоянная составляющая, которую они вынуждены будут учитывать при планировании своей деятельности на рынке региона. Потому что порядок — это ответственность, а ответственность — материальна.
По мнению замруководителя УФАС, повышение цен на бензин весной — явление распространённое, и процесс этот вполне закономерный.
- Весной это повсеместная тенденция, которая наблюдается ежегодно, - говорит он, - поскольку на дорогах появляется больше машин в это время года, а зимой не все используют личный автотранспорт.
А сами АЗС причину подорожания объясняют макроэкономическими тенденциями.
- Цена на нефть марки Brent на мировых рынках резко подскочила до 85 долларов за баррель. Экспортное направление для большинства российских ВИНКов продолжает быть приоритетным, несмотря на неуклонный рост таможенных пошлин, - объясняет специалист отдела рекламы и PR «Воронежской топливной компании» Юрий НЕЧАЕВ. - Так, например, у НК «Башнефть», являющейся для Российского рынка нефтепродуктов макрорегулятором, до 6 апреля были выкуплены все запасы нефтепродуктов на апрель. На бирже свободных запасов топлива нет: они либо уже законтрактованы, либо пойдут на экспорт. Спрос на данный момент превышает предложение.
Ожидается, что и оптовые цены в мае увеличатся: рост майских экспортных пошлин (в среднем на 5,6%) меньше прогнозируемого роста мировых цен нефти и нефтепродуктов в мае (ориентировочно - на 17-19%). Поэтому поставки топлива на экспорт по-прежнему будут привлекательнее его поставок на внутренний рынок, что приведёт к дефициту топлива на внутреннем рынке и, как следствие, к росту его цен. Эта ситуация продлится и дальше, в связи с чем розничная цена на топливо будет продолжать расти.

Людмила Стряпцева, газета «Аргументы и факты Черноземье», № 16 (774), 21-27 апреля 2010