Компании научились следить друг за другом

Так сложилось, что какие-то итоги у нас принято подводить к определенным датам. С этой точки зрения нынешний год для антимонопольной службы России знаковый – на днях ей исполнилось 20 лет. В связи с этим в Суздале прошла большая конференция представителей УФАС регионов страны. Поздравить коллег приехали и руководители аналогичных ведомств из-за рубежа. Как отмечали участники форума, главным итогом работы двух десятилетий стало то, что в нашей стране созданы антимонопольное, конкурентное и потребительское законодательство.
С участием специалистов службы разработан и принят ряд важнейших документов: о защите прав потребителей, о защите конкуренции, об ограничении монополистической деятельности, о государственной поддержке предпринимательства, и др. За 20 лет было немало громких дел, когда удавалось эффективно работать с монополиями, наложить предписания и штрафы – в миллионы и даже миллиарды рублей. Россия в сфере антимонопольного законодательства и практики его применения постепенно становится цивилизованной страной.
Среди тех, кто принял участие в конференции в Суздале, был и руководитель УФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров...
От противостояния – к сотрудничеству
Если сравнить количество дел, рассмотренных Воронежским УФАС за 6 месяцев 2010 года, с аналогичным периодом прошлого, то их количество увеличилось на 10%. Несмотря на постоянную разъяснительную работу ведомства, в муниципальных районах области по-прежнему регулярно и незаконно предоставляют преференции отдельным хозяйствующим субъектам. Это когда чиновники без открытых конкурсов или тендеров, сразу отдают муниципальный заказ какому-то конкретному предприятию. Ну, или так прописывают конкурсные условия, что кроме одной, заранее определенной компании, его никто в принципе выиграть не может. Всего же за полгода сотрудники УФАС рассмотрели более 70 дел о нарушении антимонопольного законодательства, около 150 - о нарушении законодательства о госзаказе, и 17 – закона о рекламе.  Против нарушителей возбужден целый ряд административных дел, а штрафы составили свыше 32 млн. руб. Среди тех, кем вплотную занималась антимонопольная служба, органы исполнительной власти, предприятия связи, газоснабжения, АЗС, банки страховые компании.
За эти полгода Воронежское УФАС использовало в своей работе много новых приемов. В частности, значительно расширилось участие экспертного сообщества при принятии решений ведомством. Параллельно с этим информационная работа вышла на качественно новый уровень. Во-первых, все решения и различные рекомендации предпринимателям, государственным и муниципальным служащим оперативно размещались на сайте управления. Это позволило снизить на 20-25% число обращений в службу. Во-вторых, дополнительная информация, связанная с той или иной проблемой, напрямую направлялась всем заинтересованным лицам. И, в-третьих, даже сталкиваясь с нарушениями, специалисты УФАС делали упор не на штрафные санкции, а на пресечение нарушения и тщательную разъяснительную работу с теми, кто его допустил. Такая форма оказалась очень эффективной. И многие субъекты хозяйственной или административной деятельности, получив предписание антимонопольной службы, уже начали реагировать на него принципиально иначе.
Особенно конструктивно складывалась работа антимонопольной службы с правительством области и администрацией города Воронежа. И  там, и там чиновники допускали определенные нарушения антимонопольного законодательства. Но, как подчеркнул Владимир Рохмистров, оперативно их устраняли после того, как УФАС указывало им на ошибки. Например, департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций правительства области разработал после предписания УФАС новые рекомендации по осуществлению межобластных и пригородных перевозок, которые исключают возможные ограничения конкуренции в данном бизнесе. Более того, этот документ был направлен в качестве рекомендации и всем муниципальным образованиям, чтобы процедуры по предоставлению маршрутов проводились исключительно на конкурсной основе.
Прецедент в судебных спорах
А вот с предприятиями-монополистами находить общий язык УФАС гораздо труднее. К примеру, большой объем работы был проделан по пресечению нарушений на рынке услуг связи. В частности, ОАО «ЦентрТелеком» не только не выполнило предписания комиссии УФАС, направленные на снятие ограничений для компании ЗАО «Кодотел», но и попыталось оспорить их в суде.  Однако суды первой и апелляционной инстанций подержали позицию управления, оставив решение и предписания в силе. При этом, отметил Владимир Рохмистров,  несмотря на вступившие в силу судебные акты, ОАО «ЦентрТелеком» не желает исполнять предписания Управления, за что 21 июня оно было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 488 800 рублей.
Более чем на 31 млн. руб. было оштрафовано ОАО «Воронежрегионгаз». Под различными предлогами в течение трех месяцев оно уклонялось от заключения договора на поставку топлива в котельную ООО «Воронежский опткоопторг». ООО «Воронежрегионгаз» оспорило решение и предписание УФАС в арбитражных судах, но они подтвердили законность и обоснованность решения и предписаний Воронежского УФАС. Впрочем, в ходе этих судебных споров возник еще один любопытный для нашей области прецедент. Арбитражный суд, рассмотрев дело о привлечении к административной ответственности ООО «Воронежрегионгаз», признал его правонарушение малозначительным. Поэтому руководитель антимонопольной службы области Владимир Рохмистров принял решение обратиться с заявлением в квалификационную коллегию судей.
- Я полагаю, что спор  в судебных инстанциях должен быть равным: и для административных органов, и для  нарушителей, - отметил он. – Мы хотим, чтобы квалификационная коллегия дала оценку решения, принятого воронежским судьей. На наш взгляд, при рассмотрении указанного дела были допущены нарушения ряда положений, в том числе Конституции РФ.
Дороги – под особым контролем
Конечно, не всегда крупные компании решаются противостоять УФАС. Скажем, «Лукойл», у которой цена на топливо была разной на АЗС в городе и районах области, после предписания УФАС, полностью устранила данное нарушение.
- На территории области проводится разная ценовая политика, - заметил Владимир Рохмистров. – Также я не могу сказать, что в регионе наблюдается сговор продавцов нефтепродуктов, или кто-то злоупотребляет доминирующим положением. Главное - компании научились следить друг за другом и сами оперативно информируют нас о возникающих нарушениях.
Комплекс проблем усматривает УФАС и в сферах дорожного строительства и теплоснабжения. На вопрос корреспондента «Берега» об объемах нарушений Владимир Рохмистров ответил:
- Жалоб очень много. Часто имеет место субъективизм чиновников. От ряда конкурсантов требуют необоснованное количество лицензий. Мы активно работаем в этом направлении, ведь на строительство и ремонт дорог приходится 20% всех дел о нарушениях законодательства о госзаказе. Что же касается теплоснабжения, то наиболее масштабная проблема, которой занимается сейчас УФАС по жалобам ряда ТСЖ и управляющих компаний, - это схема оплаты потребителем горячей воды.
- Сложилась парадоксальная ситуация, - говорит руководитель УФАС. - Тарифы для тех, кто производит горячую воду, установлены в гигакалориях. Но продают они ее - в кубометрах. И люди платят независимо от того, какая температура у теплоносителя в кранах. Жители могут по полчаса сливать воду, в ожидании, пока пойдет горячая, но платить вынуждены за весь потребленный объем.
Совет да реклама
Еще одно новшество в работе – это создание в мае при Воронежском УФАС экспертного совета по применению законодательства о рекламе. В него вошли лингвисты, психологи, дизайнеры, специалисты в области PR. Как реклама воспринимается потребителем, будь то текст, графическое изображение или телевизионный ролик? Это наиболее спорный и проблемный  вопрос, с которым сталкивается в работе антимонопольная служба. Дать разъяснения и компетентную оценку этой проблеме и призван экспертный совет.
- Первое заседание показало, что в совете собрались неравнодушные люди, что каждый из них высказал свою позицию, - рассказал Владимир Рохмистров. – В целом же, наличие нового органа позволяет нам не только более эффективно пресекать нарушения, но и проводить превентивные меры с субъектами рынка.

Александр Пылев, газета «Берег», № 71 (1207), 6 июля 2010г.