Цена вопроса

На «деловом завтраке» в окружном представительстве «Российской газеты» побывал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Воронежской области Владимир Рохмистров.
- Владимир Васильевич, в начале нашей беседы хотелось бы поговорить на «горячую» тему - какие меры предпринимает УФАС в связи с ростом цен на отдельные группы продовольственных товаров? Во время подготовки нашей встречи большинство читателей спрашивало именно об этом – можно ли остановить ценовой галоп? Своеобразной «лакмусовой бумажкой» здесь служит пресловутая гречка. Например, в нашей области она даже на какое-то время исчезала из продажи, и сегодня цена на этот продукт остается стабильно высокой. В чем причины?
- Действительно, гречка подорожала во всех регионах страны. Что это – макроэкономический просчет или злоупотребление доминирующим положением? Окончательный ответ на этот вопрос будет получен по результатам расследования, которое проводит центральный аппарат ФАС. Но должен сказать, что немаловажную роль в возникновении «гречневой проблемы» сыграли не только лоббисты (скажем, представители торговых сетей), но и распространители слухов, подогревающих нездоровый ажиотаж вокруг этого продукта. В нашем регионе отмечался повышенный спрос на него. Но – не ажиотажный. Все-таки гречневая крупа – не тот продукт, без которого нельзя обойтись. Однако ее исчезновение – пусть и временное – из магазинов, безусловно, тревожный сигнал. Рынок реагирует чутко – исчезновение любого отечественного товара стимулирует его ввоз из-за рубежа. И здесь уже можно вести речь о продовольственной безопасности государства.
В России пытались ввезти регуляторы предельных цен на гречневую крупу, но все же по ряду причин решили не делать этого. И действительно: ажиотаж спал, осенние поступления продукта должны насытить рынок. Спрос и предложение уравновесятся.
- А как с другими товарами? Замечаете ли «подозрительный» рост цен?
- В июле российское правительство приняло постановление, где приводится перечень социально значимых товаров, по которым может вводиться определенное регулирование цен. Сейчас мы отслеживаем ситуацию по ним. Обобщаем данные, анализируем. Если в течении 30 дней цена на тот или иной продукт повышается более, чем на 30 процентов – это уже повод для оперативного реагирования. Например, возбудили дело в отношении четырех птицефабрик – наиболее крупных в области. За две недели рост цен на куриное яйцо составил, по данным регионального правительства. 39,3 процента (по нашим подсчетам даже выше). И сейчас нам необходимо тщательнейшим образом изучить ситуацию и понять, что послужило причиной роста. Что, иначе говоря, разгоняет инфляцию.
- Когда же будет получен ответ на этот вопрос?
- Нужен тщательный анализ. На западе, кстати, серьезное антимонопольное расследование длится как минимум два года – это я говорю для примера, у нас все же более сжатые сроки для подобных дел. Но уже сегодня можно сказать, что повышение цен может серьезно ударить по упомянутым птицефабрикам. Свято место пусто не бывает – на региональном рынке действуют и другие игроки, они непременно воспользуются (и уже воспользовались) этой ситуацией, чтобы предложить свою продукцию. А потребитель проголосует кошельком. По сути, наша работа заключается не только в том, чтобы наказать виновных в нарушении антимонопольного законодательства, но и в том, чтобы помочь предприятиям не потерять рынок.
Подобную работу проводим и по другим группам товаров. Произошло некоторое повышение цен на молочную продукцию – проанализировали, вникли в калькуляцию и пришли к выводу, что оно обосновано. Иная ситуация с мукомольными предприятиями: возбудили дело в отношении наиболее крупного из них, так как выяснилось, что оно отпускает продукцию по разным ценам. Удовлетворены ситуацией на рынке мясопродуктов – здесь, на наш взгляд, держатся справедливые цены. Где-то в соседних регионах они, возможно, и ниже, но это происходит от перенасыщения рынка. Проще говоря – там активно идет забой скота, что не может не тревожить. Есть поводы для беспокойства в отношении плодоовощной продукции, но и тут ситуация постепенно входит в нормальное русло.
- Какова ситуация с установкой счетчиков потребления энергоресурсов населению? В свое время вы сетовали, что управляющие компании не ведут работу с собственниками жилья – и процесс почти не движется.
- До последнего времени было какое-то «сонное царство» - никто не хотел заниматься этой проблемой. Но после наших публичных выступлений летом нынешнего года ситуация изменилась, процесс активизировался. Сегодня мы работаем с управляющими компаниями, которые «забыли», что обязаны информировать потребителей о необходимости установки приборов учета.
Проблема энергоэффективности вообще колоссальная – и дело не только и не столько в приборах учета. Сети изношены, коммерческие потери в них – от 15 процентов и выше: о какой-либо инвестиционной привлекательности всего этого хозяйства говорить не приходится. Нужно или полностью модернизировать сети, или изменить систему теплоснабжения, строить локальные пункты,  мини-котельные. Необходимо создавать в этой сфере полноценную конкурентную среду.
- Как известно, с 1 января будущего года все торги – не только федеральные, но и областные, и муниципальные будут проходить на электронных площадках. Поможет ли это навести порядок в проведении конкурсов?
- Это решит существенную часть проблем. Хотя, конечно, не следует исключать попыток недобросовестных участников рынка как-то повлиять на ситуацию – скажем, попытаться заблокировать электронную площадку. Но, так или иначе, необходимо будет соответствовать четким и жестким требованиям. К торгам уже не допустят строительную фирму-однодневку, состоящую из гендиректора и секретаря, которая получила каким-то образом свидетельство члена саморегулируемой организации.
К сожалению, сегодня хозяйствующие субъекты нашего региона практически не участвуют в электронных торгах. Мы буквально призываем участников рынка использовать эту форму работы – но результата нет. А ведь ситуация изменится – это неизбежно.
Беспокоит и неготовность к переходу на электронные торги органов власти на местах. Возможно, это и не столь сложно – зайти на сайт, зарегистрироваться соответствующим образом. Но ведь для этого надо зайти хотя бы! А сегодня в тех же муниципальных предприятиях, которым через три месяца предстоит реализовывать свое имущество подобным образом, никто и ухом не ведет. Необходимо проводить семинары, обучать специалистов этому виду работ. Управления и департаменты исполнительных органов власти обязаны озаботиться этой проблемой. Времени остается всего ничего.
- И еще о торгах. Не так давно сообщалось, что администрация Воронежа заключила контракт на реконструкцию набережной Масалитинова по итогам конкурса, результаты которого УФАС оспорило. Чем закончилась эта история?
- Точка в этой истории не поставлена. Здесь есть судебная перспектива. Наше предписание обжаловала городская администрация. Дело для нас прецедентное. Судите сами: выполняются обычные дорожные работы. И требовать от подрядчика лицензию на работу со специальными отходами, которые содержат радиоактивные материалы, в данном случае просто нелепо. А это требование содержалось в условиях, которые предложила мэрии. Мы получили заключение Ростехнадзора, что такой лицензии для данных работ не требуется. После этого мы вынесли предписание о том, чтобы торги были проведены заново. Однако в горадминистрации с нашей позицией не согласились.Искусственно ограничивать количество участников торгов категорически нельзя. Такие вещи не способствуют участию в торгах серьезных организаций – тем более, что дело тут касается дорожной отрасли – и без того проблемной.
- Выявляются ли так называемые административные барьеры при анализе работы органов власти с субъектами малого и среднего бизнеса?
- Такие примеры есть. Возьмем ситуацию с коммерческими киосками. Фиксируем случаи, когда на одной и той же территории одним разрешают торговать, а другим отказывают. К примеру, цветочный киоск работает, а павильон по продаже мороженого рядом возвести не разрешают. Что это, если не административный барьер? Орган местного самоуправления должен определять места дислокации торговых павильонов, но избирательно предлагать места они не вправе.
Не так давно мы рассмотрели дело в отношении администрации Борисоглебского района, ограничившей продажу алкогольной продукции на АЗС. Казалось бы, дело благое. Однако анализ нормативной базы показал, что подобные запреты незаконны.
Есть вопросы к властям областного центра и по распределению транспортных маршрутов. Здесь, по нашему мнению, есть признаки использования конкурсов как инструментов для того, чтобы «снять» с маршрута неугодных. Схема следующая: допустим, приходят в администрацию района новые люди. Смотрят на участников маршрутных перевозок и вдруг решают: нет, они нам не нравятся. Давайте проведем. Все по закону? А на деле-то понятно, что здесь может присутствовать лоббизм чьих-то интересов. Мы такие ситуации отслеживаем, ведем разбирательства. Был период, когда такое положение вещей стало своеобразной «модой» - конкурсы проводились один за другим. Мы провели по этому поводу встречу в региональном правительстве, после чего были приняты определенные меры. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.

«Российская газета» № 218 (5297) 28 сентября 2010 года