Владимир Рохмистров: «Экономику региона надо сделать прозрачной»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

За последний год строительная газета «Монолит» провела несколько значимых публичных мероприятий с участием представителей строительного комплекса и руководства Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области. В интервью нашему корреспонденту руководитель региональной ФАС Владимир Рохмистров подвел итоги работы службы в прошлом году и рассказал о тех проблемах, которые предстоит решать в году нынешнем.
— Владимир Васильевич, прошло ровно полтора года с того момента, как вы были назначены на должность руководителя УФАС по Воронежской области. Поэтому хотелось бы поговорить об итогах работы управления за 2010 год и услышать от вас собственную оценку своего труда. На чем вы акцентировали свое внимание раньше и что для вас имеет приоритетное значение сегодня?
— Эти полтора года пробежали для меня как один день. Я пришел в очень хороший, сплоченный коллектив. Это — профессиональные кадры, достойные люди. И я как человек, не один год отработавший в системе антимонопольной службы, сразу оценил высокий потенциал сотрудников. И понял, насколько оперативно и квалифицированно коллектив способен решать те задачи, которые перед ним стоят.
Работа в нашем управлении — очень сложная и напряженная, требующая и обширных знаний, и умения быстро принимать правильные решения. Ведь перед нами стоит задача не только вести статистику, рассматривать дела и отчитываться.
Очень важно — предусмотреть и предотвратить развитие ситуаций, идущих вразрез с антимонопольным законодательством. В прошлом году мы проанализировали актуальные проблемы, которые имеются в Воронежской области, и-все свои усилия направили на их решение.
При этом мы впервые применили практику планирования мероприятий. Такой подход уже принес свои плоды, и этим методом мы будем пользоваться и впредь. Планирование осуществляется каждым отделом на полугодие. И каждый сотрудник, начиная от руководителя подразделения и заканчивая рядовым специалистом, имеет четкое представление о том, какие предстоит провести инспекционные мероприятия, на какие субъекты необходимо обратить пристальное внимание, кто из нарушителей нам наиболее часто встречался, какие следует принять к ним меры и т.д.
Я не могу ставить себе оценку, так как считаю, что это было бы неэтично и неправильно. Это должны делать другие люди. Но в прошлом году наш коллектив получил, как я считаю, очень важную оценку со стороны предпринимательского сообщества. Управление было отмечено премией предпринимательских сообществ — регионального объединения «ОПОРА» в номинации «Органы федеральной власти». Так и должно быть. Не мы сами, а общество и бизнес должны оценивать нашу работу.
— При УФАС по Воронежской области действует общественно-консультативный совет. Скажите, пожалуйста, каковы его задачи, и какие проблемы выносятся на обсуждение экспертов?
— Для начала скажу, что мы открыты и прозрачны для всех. Мы постоянно размещаем подробную информацию на сайте. Там — и график рассмотрения дел, и информация о торговых площадках, и рекомендации для тех, кто может по незнанию вдруг нарушить законодательство. Одна из основных функций нашего управления — как предупреждение, так и пресечение нарушений. В 2010 году мы принимали участие практически во всех выставках, которые проводило региональное правительство, Торгово-промышленная палата, другие объединения предпринимательских сообществ. Мы старались быть на всех мероприятиях, где есть вопросы к ФАС. Для наших консультантов есть выделенное место на выставке. Поэтому и сами участники форума, и посетители имеют возможность получить необходимые разъяснения.
Кроме того, я лично по графику выезжаю каждый месяц в районы области, где веду прием граждан. Обычно ко мне на встречу приходят 15—20 человек. С каждым я беседую индивидуально. Кроме того, каждая поездка — это еще и возможность изнутри узнать о складывающейся ситуации, возможность наладить конструктивный диалог с муниципальными властями, найти поддержку со стороны районной прокуратуры и т.д. Вопросов у меня к органам местной власти всегда много. И о том, как предоставляется земля, и об управлении муниципальным имуществом, и о ходе подготовки к государственным торгам, и о многом другом.
Кроме того, в этом году мы начали проводить цикл семинаров для чиновников. Мы учим муниципалитеты, как надо работать над реализацией Программы развития конкуренции в Воронежской области. И здесь, в этом опыте, Воронежская область — впереди всей России.
Что же касается работы общественного совета, то там мы выносим на обсуждение проблемы, которые носят системный характер. В том числе и те вопросы, которые актуальны для строительного рынка. Чтобы переломить систему, несущую в себе пагубный характер, необходимо рассмотреть проблему с самых разных сторон. И этим вопросом должны заниматься не только контролирующие органы, но и органы местного самоуправления, представители науки, бизнес-сообщества, профессиональных объединений. Сами участники рынка должны высказать свое видение происходящих процессов. И такое объединение усилий нам представляется очень важным.
— Владимир Васильевич, вы упомянули о государственных торгах. С начала этого года участники госзаказа, в том числе и наши строители, перешли на систему электронных торгов. Как вы считаете, насколько эта система повлияет на процедуру торгов в шине соблюдения законодательства?
— В наше управление порой в день приходит до десятка жалоб о нарушении 94-го федерального закона. А у нас ведь по закону очень ограниченный срок на рассмотрение таких заявлений. Мы в течение всего лишь двух дней должны разобраться в ситуации, изучить и проанализировать практику по аналогичным судебным делам и принять соответствующие меры.
Да, действительно, с 1 января этого года область перешла на систему электронных торгов. Пока нельзя сказать, что процесс этот проходит гладко. Если на федеральном уровне удалось избавиться от хакеров, которые блокировали сайты с торгами, то у нас пока до этого далеко. И не всегда потенциальным участникам торгов удается даже войти в «личный кабинет», чтобы зарегистрироваться. Региональное управление по госзаказу видит эти проблемы. И поэтому обратилось к нам с письмом. Сейчас в течение короткого времени мы должны дать ответы на те вопросы, которые находятся в нашей компетенции, а остальные — вынести на рассмотрение центрального аппарата. У нас не одна электронная торговая площадка, их вообще пять. И конкуренция предусматривает свободу выбора. Ведь раз блокируется выход на одну площадку, всегда есть возможность обратиться на другую.
Что нас насторожило в прошлом году? Почему-то торги на получение госзаказа, причем на огромные суммы, в районах области были назначены на 30—31 декабря. Где-то были выявлены подставные фирмы, где-то торги вообще не состоялись. Мы столкнулись с проблемами, когда муниципалитеты не сами даже выполняли эту работу, а доверили каким-то специализированным организациям проводить торги.
И были случаи, когда эти организации закрыли дверь перед зарегистрированными участниками, не пустили их на торги. Это малоизвестные организации, и поэтому возникает логичный вопрос — почему муниципалитеты передали им право на проведение торгов? Какую цель при этом преследовали чиновники? Были вопиющие случаи нарушений в проведении торгов, когда в извещении, например, не было указано, по какому адресу и в какую комнату надо было обращаться участникам.
Конечно же, об этой ситуации мы доложим губернатору. И возможно, что к некоторым организаторам и победителям торгов необходимо будет применить меры воздействия не административного характера, а с точки зрения уголовного законодательства.
Надеемся, что электронные площадки отсекут недобросовестных участников. Тем более что фирмам теперь ведь еще нужны и банковские гарантии, поручители со стороны солидных фирм. Поэтому некоторые и решили в конце года быстренько провести торга — и спрятать концы в воду. Раньше такого предновогоднего ажиотажа не было. Причем, начали проверять, а у фирмы, подавшей заявку, нет даже статуса юридического лица, она даже не зарегистрирована!
Я эти безобразия воспринимаю как «распил» бюджетных средств. Думаю, что электронные торга и Программа развития конкуренции сделают экономику региона прозрачной.
— Владимир Васильевич, в декабре газета «Монолит» провела «круглый стол» по вопросам участия в государственных торгах. Активное участие в нем принимал ваш заместитель — Виталий Попов. И вы знаете, что строители выступили с предложением ввести в состав конкурсных комиссий (на стадии подготовки документов к аукциону) независимых экспертов. Как вы отнеслись к такому предложению?
— На электронной площадке эксперты не нужны, это понятно. Но, полагаю, что привлечение независимых специалистов на стадии подготовки документации на торги — это сильное и правильное решение. И я эту идею поддерживаю. Ведь если все будет учтено, то и не будет случайных победителей.
У нас есть хороший пример — в Татарстане уже не первый год работает отлаженная электронная площадка. И нам надо брать лучший опыт за основу, закрывать все лазейки и заканчивать с коррупционными схемами. Механизмы, как это сделать, есть.
Ведь у нас в области действует Программа по защите конкуренции на 2010-2012 годы. Программа эта разрабатывалась при нашем непосредственном участии совместно с профильными департаментами правительства Воронежской области. Причем она не подразумевает финансирования, но на уровне области являет собой некую четко прописанную систему мер и действий органов исполнительной власти, муниципалитетов и контролирующих органов... Сама по себе эта Программа несет в себе антикоррупционную составляющую.
— С какими жалобами чаще всего обращаются к вам руководители строительных компаний? И еще: как развивается скандальная ситуация по набережной Массалитинова?
— Вопрос по набережной Массалитинова решается в судебных инстанциях. Что касается технадзора, я считаю упущением городских властей — позволить малоизвестной московской организации, предложившей за 30 копеек выполнение технадзора, стать победителем аукциона.
Ведь, по расчетам такая работа стоит несколько миллионов рублей! А тут — 30 копеек! Поскольку организация, осуществляющая технадзор, контролирует и подписывает акты, значит, здесь можно подразумевать сговор с подрядчиком.
Наше управление занимает жесткую позицию по ситуации с реконструкцией набережной Массалитинова.
Что касается «громких дел», то практически все серьезные торги, которые проходят в районах области, когда суммы идут от 100 миллионов, заканчиваются жалобами от всех участников. Борьба за «откат», сговор участников — остаются реалиями сегодняшнего дня.
У нашего управления накопились вопросы и к саморегулируемым организациям (СРО) в области строительства, которые выдают фирмам допуски. Порой, рассматривая дела, мы видим, что у фирмы, кроме старенького «КамАЗа» и столь же древнего трактора «Беларусь», в активе больше ничего нет. Какое качество они смогут дать? Какое право имела СРО на самом деле выдавать им допуски? Ведь при оформлении членства специалисты СРО пишут обоснование — какая имеется техника, каков потенциал. То есть получается, что это уже пример недобросовестной конкуренции между СРО, когда в погоне за количеством членов и их взносами на рынок допускаются фирмы, заведомо не способные качественно выполнять строительные работы.
— Владимир Васильевич, каких перемен ждете в 2011 году? Какую намерены проводить политику?
— Будем работать также, как и работали: разъяснять свою позицию, продолжать участвовать в публичных мероприятиях. За повторные нарушения, конечно, будем передавать материалы в правоохранительные органы.
Я вообще не сторонник ужесточения мер. Должны быть определенные стадий — предупреждение, штраф. А потом уже принимать более строгие решения. То, что сегодня на строительном рынке есть проблемы, которые обнажились в 2010 году — факт. И только объединив усилия всех заинтересованных в наведении порядка организаций, мы сможем решить эти проблемы.

Людмила Свиридова, Строительная газета «Монолит», № 49, февраль 2011г.