Узда для монополий

В Воронеже проходит трёхдневный семинар-совещание территориальных антимонопольных органов Центрального федерального округа с участием судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Обсуждаются практика применения антимонопольного законодательства в различных сферах экономики, а также эффективность применения мер наказания за его нарушения.
- За два последних года рост количества возбуждённых дел о нарушениях антимонопольного законодательства в России составил почти 70 процентов, - говорит заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цыганов. - Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что активность антимонопольных органов растёт, а с другой, что цивилизованная конкуренция у нас в стране не стала нормой жизни ни для российских предпринимателей, ни, к сожалению, для представителей органов власти.
Из 11,5 тысячи дел, рассмотренных центральным аппаратом и территориальными управлениями службы, более шести тысяч – дела в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
Если сумма уплаченных штрафов, наложенных антимонопольными органами в 2009 году, достигала одного миллиарда рублей, то в прошлом году составила уже более шести миллиардов. В основном этот рост достигнут за счёт штрафов нефтяных компаний за установление монопольно высоких цен, дискриминацию мелких продавцов и изъятие продукции из продажи с целью отправки за рубеж.
- Суд является тем увеличительным стеклом, которое показывает, правильно или неправильно мы поступаем, - подчёркивает Андрей Геннадьевич. - Примечательно, что доля отменённых судами решений антимонопольных органов составляет не более пяти процентов, и эта цифра сохраняется на том же уровне в течение последних пяти лет.
И одновременно с этим количество обжалованных решений за последние два года увеличилось почти в три раза – это связано с тем, что не так давно за нарушения антимонопольного законодательства появились весьма существенные санкции в виде штрафов, которые измеряются в процентах от оборота компании-нарушителя. И естественно, что юридические лица стремятся снизить последствия нарушений любыми способами.
Статистика говорит, что в числе пяти процентов отменённых решений только 15 процентов - обжалованные решения. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев ФАС принимают верные решения, правильно оценивают обстоятельства дел и предоставляют соответствующую доказательную базу.
Руководитель Департамента экономического развития Воронежской области Анатолий Букреев уверен, что «заявленная Президентом Дмитрием Медведевым модернизация российской экономики тесно связана с развитием конкуренции».
Директор Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ Александр Пироженко считает, что «законодательная база о защите конкуренции в Воронежской области – одна из лучших в России, и её применение поможет региону создавать эффективную развивающуюся экономику».
Александр Александрович остановился на готовящемся к принятию третьем пакете поправок в антимонопольное законодательство, которые позволят исправить имеющиеся недостатки. Кроме того, будет создана система оценки конкурентной среды на территориях в виде рейтингов. «Мы увидим конкретизацию программ развития конкуренции, что позволит подходить целенаправленно к распределению средств инвестиционного фонда, а также в перспективе станет одним из показателей деятельности губернаторов».
- Чтобы конкуренция развивалась, надо менять подходы в голове – уходить от ограничений и барьеров к созданию условий и стимулов, - подчеркнул Александр Пироженко.
Важность таких встреч представителей антимонопольных и судебных органов подсказывает сама жизнь.
«Вырабатываются общие подходы, взгляды и оценки, - говорит руководитель Воронежского управления Федеральной антимонопольной службы России Владимир Рохмистров. – Сегодня и у нас, и у судей есть понимание, что соблюдение антимонопольного законодательства является основой динамичного развития экономики страны».

Автор: Дмитрий Денисенко, «Коммуна», № 73 (25701), 19.05.11г.