Решение от 23.10.2013 года по делу №413-166р

Номер дела: 413-166р
Дата публикации: 25 октября 2013, 14:38

РЕШЕНИЕ № 413-166р
23 октября 2013 года                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 413-166р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (<…>, далее — ИП <…>) требований ч. 7 ст. 5 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)
в отсутствие ИП <…> (надлежаще извещена), установила:
Воронежским УФАС России 21.08.2013 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ о рекламе установлено размещение по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе баннеров с текстовой информацией следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание», а также изображением бытовой техники (далее – рассматриваемая информация), о чем составлен акт осмотра объектов рекламы от 21.08.2013 г. с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе, спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: магазин «Спутник», товары (бытовая техника и электроника), услуги предоставления кредита и доставки.
30.09.2013 г. в отношении ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 413-166р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 30 мин. (мск) 14.10.2013 г.
14.10.2013 г. на заседание Комиссии ИП <…> не явилась, сведения о ее надлежащем извещении отсутствовали, запрошенные документы не предоставлены, в связи с чем, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 23.10.2013 г.
23.10.2013 г. при продолжении рассмотрения дела Комиссия установила факт получения ИП <…> копий процессуальных документов по делу. Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <…>, Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл. 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей магазина «Спутник» (ИП <…>) в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. В содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов магазина «Спутник», принадлежащего ИП <…>, при этом финансовые услуги индивидуальный предприниматель не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выраженном в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно магазином «Спутник» (ИП <…>), что не допускается.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, части 7 статьи 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание» с изображением бытовой техники, размещенную по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе в виде баннеров, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 12598 [uid] => 5 [title] => Решение от 23.10.2013 года по делу №413-166р [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12598 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382697484 [changed] => 1389782455 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389782455 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 413-166р
23 октября 2013 года                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 413-166р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (<…>, далее — ИП <…>) требований ч. 7 ст. 5 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)
в отсутствие ИП <…> (надлежаще извещена), установила:
Воронежским УФАС России 21.08.2013 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ о рекламе установлено размещение по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе баннеров с текстовой информацией следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание», а также изображением бытовой техники (далее – рассматриваемая информация), о чем составлен акт осмотра объектов рекламы от 21.08.2013 г. с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе, спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: магазин «Спутник», товары (бытовая техника и электроника), услуги предоставления кредита и доставки.
30.09.2013 г. в отношении ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 413-166р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 30 мин. (мск) 14.10.2013 г.
14.10.2013 г. на заседание Комиссии ИП <…> не явилась, сведения о ее надлежащем извещении отсутствовали, запрошенные документы не предоставлены, в связи с чем, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 23.10.2013 г.
23.10.2013 г. при продолжении рассмотрения дела Комиссия установила факт получения ИП <…> копий процессуальных документов по делу. Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <…>, Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл. 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей магазина «Спутник» (ИП <…>) в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. В содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов магазина «Спутник», принадлежащего ИП <…>, при этом финансовые услуги индивидуальный предприниматель не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выраженном в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно магазином «Спутник» (ИП <…>), что не допускается.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, части 7 статьи 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание» с изображением бытовой техники, размещенную по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе в виде баннеров, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 413-166р
23 октября 2013 года                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 413-166р по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (<…>, далее — ИП <…>) требований ч. 7 ст. 5 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)
в отсутствие ИП <…> (надлежаще извещена), установила:
Воронежским УФАС России 21.08.2013 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ о рекламе установлено размещение по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе баннеров с текстовой информацией следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание», а также изображением бытовой техники (далее – рассматриваемая информация), о чем составлен акт осмотра объектов рекламы от 21.08.2013 г. с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе, спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: магазин «Спутник», товары (бытовая техника и электроника), услуги предоставления кредита и доставки.
30.09.2013 г. в отношении ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 413-166р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 30 мин. (мск) 14.10.2013 г.
14.10.2013 г. на заседание Комиссии ИП <…> не явилась, сведения о ее надлежащем извещении отсутствовали, запрошенные документы не предоставлены, в связи с чем, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 23.10.2013 г.
23.10.2013 г. при продолжении рассмотрения дела Комиссия установила факт получения ИП <…> копий процессуальных документов по делу. Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <…>, Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл. 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных потребителей магазина «Спутник» (ИП <…>) в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. В содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов магазина «Спутник», принадлежащего ИП <…>, при этом финансовые услуги индивидуальный предприниматель не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выраженном в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно магазином «Спутник» (ИП <…>), что не допускается.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, части 7 статьи 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с объяснениями, имеющимися в материалах дела, является ИП <…>.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Эксперт, бытовая техника и электроника, кредит, доставка. Akvilon, Эксперт, магазин «Спутник» тел. 8(47366)2-31-44, 8(47366)2-22-91, продажа, установка, гарантийное и послегарантийное обслуживание» с изображением бытовой техники, размещенную по адресу: г. Богучар, ул. Дзержинского, д. 21 на внешней стене здания и заборе в виде баннеров, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 413-166р [format] => [safe_value] => 413-166р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> требований ч. 7 ст. 5 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> требований ч. 7 ст. 5 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-25 10:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-23 10:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389782455 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )