Решение от 04.12.2013 года по делу №460-15к

Номер дела: 460-15к
Дата публикации: 4 декабря 2013, 21:04

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 460-15к
                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2013
Решение в полном объеме изготовлено 04.12.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее — Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела № 460-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии, в присутствии: представителя ответчика — администрации городского поселения город Семилуки – <…>, заявителя — ИП <…>, в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела заинтересованного лица — ООО «Районная специализированная похоронная служба» (далее — ООО «РСПС»), рассмотрев дело № 460-15к, возбужденное 28.10.2013 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») в отношении администрации городского поселения город Семилуки, установила:
27.09.2013 в Воронежское УФАС России поступило заявление ИП <…> на действия администрации городского поселения город Семилуки (далее — Администрация) по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания» (далее — Правила), реализация положений которого приводит или может привести к ограничению конкуренции
В результате рассмотрения заявления ИП <…> установлено следующее.
Согласно п. 1.2 Правил, кладбища городского поселения г. Семилуки являющиеся муниципальной собственностью, переданы для обслуживания ООО «РСПС». В соответствии с п. 2.3 ООО «РСПС» производит отвод земельных участков на кладбищах для захоронения, выдает разрешение на захоронение (п. 2.1). Также, только с разрешения ООО «РСПС» производятся: захоронение урн с прахом в землю на родственных участках (п.2.7), захоронение на свободном месте родственного участка (п.2.8), захоронения в могилы или на свободные места в оградах умерших при отсутствии архивных документов о захоронении (п.2.10), инвентаризация захоронений, регистрация захоронений, ведение книги учета захоронений, ведение электронной базы захоронений (п. 2.10), производство работ на кладбищах по установке надмогильных сооружений (п. 3.1), ООО «РСПС» осуществляется выдача пропусков для въезда на территорию кладбищ катафальных транспортных средств, грузового транспорта, автобусов (п. 7.2).
Реализация этих положений Правил может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Заявитель — ИП <…> подтвердил доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что постановление № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил» не соответствует законодательству и необоснованно препятствует осуществлению его деятельности.
Представитель Администрации не согласилась с доводами заявителя, пояснив, что ООО «РСПС» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая имеет право оказывать гарантированный перечень ритуальных услуг, определенный в Законе «О погребении и похоронном деле».
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнение сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 460-15к (далее — Комиссия) пришла к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесено к вопросам местного значения поселений. В соответствии со ст. 25 Закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Из статей 9, 25, 29 Закона «О погребении и похоронном деле» и Указа Президента РФ от 29.06.1996г. «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» следует, что государством предусмотрено оказание гарантированного перечня ритуальных услуг, обязанность по безвозмездному предоставлению которых возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана обеспечить погребение умерших на безвозмездной основе в соответствии со статьями 9, 12 Закона «О погребении и похоронном деле».
Специализированной службой по вопросам похоронного дела осуществляется погребение умершего в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего (статьи 6, 9 Закона о погребении).
Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе, Закон «О погребении и похоронном деле», не содержит положений, запрещающих иным хозяйствующим субъектам, кроме как специализированным службам по вопросам похоронного дела, оказывать ритуальные услуги и услуги по погребению и получать разрешение, осуществлять согласование действий со специализированной службой по вопросам похоронного дела, являющейся конкурирующим хозяйствующим субъектом.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) учредителями ООО «РСПС» являются <…> и <…>. Сведений об учреждении Администрацией специализированной похоронной службы, Комиссии представлено не было. Следовательно ООО «РСПС» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.03.2007г., № АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе, услуг по погребению, безусловно осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006г. № А06-2870у/3-18/06, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2008г. по делу N А62-3686/2007.
Как следует из Правил, подписанных директором ООО «РСПС», являющихся приложением к постановлению Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», ООО «РСПС» осуществляются контрольные, надзорные и разрешительные функции на кладбищах городского поселения г. Семилуки.
Как следует из письменных пояснений заявителя — ИП <…> при оказании им на договорной основе услуг по организации похорон и иных ритуальных услуг, ООО «РСПС» осуществлялось препятствование в виде отказа в отводе земельного участка на кладбище для захоронения и отказа в выдаче разрешения на захоронение. С мотивировкой действий на основании постановления Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
Пункт 1.2 Правил устанавливает, что кладбища городского поселения город Семилуки являются муниципальной собственностью и переданы для обслуживания ООО «РСПС». На мотивированный запрос Воронежского УФАС России о заключенных договорах о передаче земельных участков, на которых расположены кладбища г. Семилуки Администрацией был дан ответ, что договоры о передаче прав владения и (или) пользования земельными участками с ООО «РСПС» не заключались.
ИП <…> обращался с заявлением в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области. В своем ответе администрации Семилукского муниципального района сообщает, что организация ритуальных услуг и содержанием мест захоронения в городском поселении г. Семилуки осуществляется в соответствии с постановлением Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
На территории Семилукского муниципального района Воронежской области кроме ООО «РСПС» деятельность в сфере ритуальных услуг осуществляет <…> и иные хозяйствующие субъекты.
ООО «РСПС» осуществляет, в том числе, оказание ритуальных услуг, организацию похоронного обслуживания, рытье могил, изготовление гробов и др. Основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) от 06.06.2012 основным видом деятельности ИП <…> является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Антимонопольный орган наделен правом определения продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и др.
Географические границы определены границами Семилукского муниципального района Воронежской области.
Товарные границы рынка определяются, в том числе, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым внесен такой вид деятельности: 93.03 — организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Рынок оказания ритуальных услуг (ОКВЭД – 93.03) в Семилукском муниципальном районе является открытым и конкурентным.
Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, принятие администрацией городского поселения г. Семилуки акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», которым хозяйствующий субъект, конкурирующий с иными участниками рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг — ООО «РСПС» и не являющийся специализированной организацией по вопросам похоронного дела в г. Семилуки наделен контрольными, надзорными и разрешительными функциями на кладбищах городского поселения г. Семилуки и которому переданы для обслуживания кладбища г. Семилуки, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на этом рынке.
Принимая во внимание изложенное, Комиссией сделан вывод, что действия Администрации, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», реализация положений которого приводит  к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов — участников рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Таким образом, Комиссией установлены факты нарушения администрацией городского округа город Нововоронеж части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать администрацию городского поселения город Семилуки нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания муниципального правового акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания».
2. Выдать администрации городского поселения город Семилуки предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 12672 [uid] => 5 [title] => Решение от 04.12.2013 года по делу №460-15к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12672 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386176512 [changed] => 1389892007 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1389892007 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 460-15к
                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2013
Решение в полном объеме изготовлено 04.12.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее — Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела № 460-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии, в присутствии: представителя ответчика — администрации городского поселения город Семилуки – <…>, заявителя — ИП <…>, в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела заинтересованного лица — ООО «Районная специализированная похоронная служба» (далее — ООО «РСПС»), рассмотрев дело № 460-15к, возбужденное 28.10.2013 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») в отношении администрации городского поселения город Семилуки, установила:
27.09.2013 в Воронежское УФАС России поступило заявление ИП <…> на действия администрации городского поселения город Семилуки (далее — Администрация) по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания» (далее — Правила), реализация положений которого приводит или может привести к ограничению конкуренции
В результате рассмотрения заявления ИП <…> установлено следующее.
Согласно п. 1.2 Правил, кладбища городского поселения г. Семилуки являющиеся муниципальной собственностью, переданы для обслуживания ООО «РСПС». В соответствии с п. 2.3 ООО «РСПС» производит отвод земельных участков на кладбищах для захоронения, выдает разрешение на захоронение (п. 2.1). Также, только с разрешения ООО «РСПС» производятся: захоронение урн с прахом в землю на родственных участках (п.2.7), захоронение на свободном месте родственного участка (п.2.8), захоронения в могилы или на свободные места в оградах умерших при отсутствии архивных документов о захоронении (п.2.10), инвентаризация захоронений, регистрация захоронений, ведение книги учета захоронений, ведение электронной базы захоронений (п. 2.10), производство работ на кладбищах по установке надмогильных сооружений (п. 3.1), ООО «РСПС» осуществляется выдача пропусков для въезда на территорию кладбищ катафальных транспортных средств, грузового транспорта, автобусов (п. 7.2).
Реализация этих положений Правил может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Заявитель — ИП <…> подтвердил доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что постановление № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил» не соответствует законодательству и необоснованно препятствует осуществлению его деятельности.
Представитель Администрации не согласилась с доводами заявителя, пояснив, что ООО «РСПС» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая имеет право оказывать гарантированный перечень ритуальных услуг, определенный в Законе «О погребении и похоронном деле».
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнение сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 460-15к (далее — Комиссия) пришла к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесено к вопросам местного значения поселений. В соответствии со ст. 25 Закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Из статей 9, 25, 29 Закона «О погребении и похоронном деле» и Указа Президента РФ от 29.06.1996г. «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» следует, что государством предусмотрено оказание гарантированного перечня ритуальных услуг, обязанность по безвозмездному предоставлению которых возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана обеспечить погребение умерших на безвозмездной основе в соответствии со статьями 9, 12 Закона «О погребении и похоронном деле».
Специализированной службой по вопросам похоронного дела осуществляется погребение умершего в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего (статьи 6, 9 Закона о погребении).
Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе, Закон «О погребении и похоронном деле», не содержит положений, запрещающих иным хозяйствующим субъектам, кроме как специализированным службам по вопросам похоронного дела, оказывать ритуальные услуги и услуги по погребению и получать разрешение, осуществлять согласование действий со специализированной службой по вопросам похоронного дела, являющейся конкурирующим хозяйствующим субъектом.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) учредителями ООО «РСПС» являются <…> и <…>. Сведений об учреждении Администрацией специализированной похоронной службы, Комиссии представлено не было. Следовательно ООО «РСПС» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.03.2007г., № АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе, услуг по погребению, безусловно осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006г. № А06-2870у/3-18/06, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2008г. по делу N А62-3686/2007.
Как следует из Правил, подписанных директором ООО «РСПС», являющихся приложением к постановлению Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», ООО «РСПС» осуществляются контрольные, надзорные и разрешительные функции на кладбищах городского поселения г. Семилуки.
Как следует из письменных пояснений заявителя — ИП <…> при оказании им на договорной основе услуг по организации похорон и иных ритуальных услуг, ООО «РСПС» осуществлялось препятствование в виде отказа в отводе земельного участка на кладбище для захоронения и отказа в выдаче разрешения на захоронение. С мотивировкой действий на основании постановления Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
Пункт 1.2 Правил устанавливает, что кладбища городского поселения город Семилуки являются муниципальной собственностью и переданы для обслуживания ООО «РСПС». На мотивированный запрос Воронежского УФАС России о заключенных договорах о передаче земельных участков, на которых расположены кладбища г. Семилуки Администрацией был дан ответ, что договоры о передаче прав владения и (или) пользования земельными участками с ООО «РСПС» не заключались.
ИП <…> обращался с заявлением в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области. В своем ответе администрации Семилукского муниципального района сообщает, что организация ритуальных услуг и содержанием мест захоронения в городском поселении г. Семилуки осуществляется в соответствии с постановлением Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
На территории Семилукского муниципального района Воронежской области кроме ООО «РСПС» деятельность в сфере ритуальных услуг осуществляет <…> и иные хозяйствующие субъекты.
ООО «РСПС» осуществляет, в том числе, оказание ритуальных услуг, организацию похоронного обслуживания, рытье могил, изготовление гробов и др. Основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) от 06.06.2012 основным видом деятельности ИП <…> является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Антимонопольный орган наделен правом определения продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и др.
Географические границы определены границами Семилукского муниципального района Воронежской области.
Товарные границы рынка определяются, в том числе, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым внесен такой вид деятельности: 93.03 — организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Рынок оказания ритуальных услуг (ОКВЭД – 93.03) в Семилукском муниципальном районе является открытым и конкурентным.
Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, принятие администрацией городского поселения г. Семилуки акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», которым хозяйствующий субъект, конкурирующий с иными участниками рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг — ООО «РСПС» и не являющийся специализированной организацией по вопросам похоронного дела в г. Семилуки наделен контрольными, надзорными и разрешительными функциями на кладбищах городского поселения г. Семилуки и которому переданы для обслуживания кладбища г. Семилуки, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на этом рынке.
Принимая во внимание изложенное, Комиссией сделан вывод, что действия Администрации, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», реализация положений которого приводит  к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов — участников рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Таким образом, Комиссией установлены факты нарушения администрацией городского округа город Нововоронеж части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать администрацию городского поселения город Семилуки нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания муниципального правового акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания».
2. Выдать администрации городского поселения город Семилуки предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 460-15к
                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2013
Решение в полном объеме изготовлено 04.12.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее — Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела № 460-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии, в присутствии: представителя ответчика — администрации городского поселения город Семилуки – <…>, заявителя — ИП <…>, в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела заинтересованного лица — ООО «Районная специализированная похоронная служба» (далее — ООО «РСПС»), рассмотрев дело № 460-15к, возбужденное 28.10.2013 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») в отношении администрации городского поселения город Семилуки, установила:
27.09.2013 в Воронежское УФАС России поступило заявление ИП <…> на действия администрации городского поселения город Семилуки (далее — Администрация) по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания» (далее — Правила), реализация положений которого приводит или может привести к ограничению конкуренции
В результате рассмотрения заявления ИП <…> установлено следующее.
Согласно п. 1.2 Правил, кладбища городского поселения г. Семилуки являющиеся муниципальной собственностью, переданы для обслуживания ООО «РСПС». В соответствии с п. 2.3 ООО «РСПС» производит отвод земельных участков на кладбищах для захоронения, выдает разрешение на захоронение (п. 2.1). Также, только с разрешения ООО «РСПС» производятся: захоронение урн с прахом в землю на родственных участках (п.2.7), захоронение на свободном месте родственного участка (п.2.8), захоронения в могилы или на свободные места в оградах умерших при отсутствии архивных документов о захоронении (п.2.10), инвентаризация захоронений, регистрация захоронений, ведение книги учета захоронений, ведение электронной базы захоронений (п. 2.10), производство работ на кладбищах по установке надмогильных сооружений (п. 3.1), ООО «РСПС» осуществляется выдача пропусков для въезда на территорию кладбищ катафальных транспортных средств, грузового транспорта, автобусов (п. 7.2).
Реализация этих положений Правил может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Заявитель — ИП <…> подтвердил доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что постановление № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил» не соответствует законодательству и необоснованно препятствует осуществлению его деятельности.
Представитель Администрации не согласилась с доводами заявителя, пояснив, что ООО «РСПС» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая имеет право оказывать гарантированный перечень ритуальных услуг, определенный в Законе «О погребении и похоронном деле».
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, выслушав мнение сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 460-15к (далее — Комиссия) пришла к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесено к вопросам местного значения поселений. В соответствии со ст. 25 Закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Из статей 9, 25, 29 Закона «О погребении и похоронном деле» и Указа Президента РФ от 29.06.1996г. «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» следует, что государством предусмотрено оказание гарантированного перечня ритуальных услуг, обязанность по безвозмездному предоставлению которых возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана обеспечить погребение умерших на безвозмездной основе в соответствии со статьями 9, 12 Закона «О погребении и похоронном деле».
Специализированной службой по вопросам похоронного дела осуществляется погребение умершего в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего (статьи 6, 9 Закона о погребении).
Вместе с тем, действующее законодательство, в том числе, Закон «О погребении и похоронном деле», не содержит положений, запрещающих иным хозяйствующим субъектам, кроме как специализированным службам по вопросам похоронного дела, оказывать ритуальные услуги и услуги по погребению и получать разрешение, осуществлять согласование действий со специализированной службой по вопросам похоронного дела, являющейся конкурирующим хозяйствующим субъектом.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) учредителями ООО «РСПС» являются <…> и <…>. Сведений об учреждении Администрацией специализированной похоронной службы, Комиссии представлено не было. Следовательно ООО «РСПС» не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.03.2007г., № АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства», деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе, услуг по погребению, безусловно осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006г. № А06-2870у/3-18/06, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2008г. по делу N А62-3686/2007.
Как следует из Правил, подписанных директором ООО «РСПС», являющихся приложением к постановлению Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», ООО «РСПС» осуществляются контрольные, надзорные и разрешительные функции на кладбищах городского поселения г. Семилуки.
Как следует из письменных пояснений заявителя — ИП <…> при оказании им на договорной основе услуг по организации похорон и иных ритуальных услуг, ООО «РСПС» осуществлялось препятствование в виде отказа в отводе земельного участка на кладбище для захоронения и отказа в выдаче разрешения на захоронение. С мотивировкой действий на основании постановления Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
Пункт 1.2 Правил устанавливает, что кладбища городского поселения город Семилуки являются муниципальной собственностью и переданы для обслуживания ООО «РСПС». На мотивированный запрос Воронежского УФАС России о заключенных договорах о передаче земельных участков, на которых расположены кладбища г. Семилуки Администрацией был дан ответ, что договоры о передаче прав владения и (или) пользования земельными участками с ООО «РСПС» не заключались.
ИП <…> обращался с заявлением в администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области. В своем ответе администрации Семилукского муниципального района сообщает, что организация ритуальных услуг и содержанием мест захоронения в городском поселении г. Семилуки осуществляется в соответствии с постановлением Администрации № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил».
На территории Семилукского муниципального района Воронежской области кроме ООО «РСПС» деятельность в сфере ритуальных услуг осуществляет <…> и иные хозяйствующие субъекты.
ООО «РСПС» осуществляет, в том числе, оказание ритуальных услуг, организацию похоронного обслуживания, рытье могил, изготовление гробов и др. Основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
В соответствии с Выпиской из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) от 06.06.2012 основным видом деятельности ИП <…> является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Антимонопольный орган наделен правом определения продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке и др.
Географические границы определены границами Семилукского муниципального района Воронежской области.
Товарные границы рынка определяются, в том числе, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым внесен такой вид деятельности: 93.03 — организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Рынок оказания ритуальных услуг (ОКВЭД – 93.03) в Семилукском муниципальном районе является открытым и конкурентным.
Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на акты и действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, принятие администрацией городского поселения г. Семилуки акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», которым хозяйствующий субъект, конкурирующий с иными участниками рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг — ООО «РСПС» и не являющийся специализированной организацией по вопросам похоронного дела в г. Семилуки наделен контрольными, надзорными и разрешительными функциями на кладбищах городского поселения г. Семилуки и которому переданы для обслуживания кладбища г. Семилуки, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на этом рынке.
Принимая во внимание изложенное, Комиссией сделан вывод, что действия Администрации, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, по принятию акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания», реализация положений которого приводит  к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов — участников рынка организации похорон и предоставления связанных с ними услуг является нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Таким образом, Комиссией установлены факты нарушения администрацией городского округа город Нововоронеж части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать администрацию городского поселения город Семилуки нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания муниципального правового акта — постановления № 807/1 от 22.09.2006 «Об утверждении Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания».
2. Выдать администрации городского поселения город Семилуки предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 460-15к [format] => [safe_value] => 460-15к ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации городского поселения город Семилуки.
 

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации городского поселения город Семилуки.
 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-04 17:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-21 17:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1389892007 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )