Решение от 28.05.2014 года по делу №86-14к/08к

Номер дела: 86-14к/08к
Дата публикации: 28 мая 2014, 16:33

РЕШЕНИЕ № 86-14к/08к
г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2014 г.
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 86-14к/08к о нарушении закрытым акционерным обществом «Страховая бизнес группа» абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…>, представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…>, представителя ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…>, представителя ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…>,
в отсутствие представителя ОАО «СОГАЗ» (надлежаще извещен), установила:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы, учитывая наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, Воронежским УФАС России в соответствии с Приказом № 52 от 20.03.2014 г. в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» возбуждено дело № 86-14к/08к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением от 20.03.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 24.04.2014 г. на 11 часов 00 минут (мск).
24.04.2014 г. рассмотрение дела отлагалось на 12 ч. 30 мин. (мск) 19.05.2014 г. для получения дополнительных доказательств и сведений в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
На заседании Комиссии 19.05.2014 г. представитель заявителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…> поддержал заявленные требования, просил признать действия ЗАО «Страховая бизнес группа» недобросовестной конкуренцией. Представитель ответчика – ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> возражал по основаниям, изложенным в предоставленной правовой позиции. Представитель ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…> поддержала заявленные ООО «Росгосстрах» требования, считает действия ответчика в рамках рассматриваемого запроса предложений недобросовестной конкуренцией. Представитель ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…> изложил правовую позицию общества, имеющуюся в материалах дела, считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа» не являются недобросовестной конкуренцией, считает расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» верным и обоснованным.
Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позициями по делу участвующих лиц и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа», связанные с неверным расчетом в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика необоснованного и незаконного (по заниженной цене) предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Росгосстрах», а также настоящего дела установлено, что 27.11.2013 г. на сайте www.b2b-center.ru размещен запрос предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, номер процедуры закупки - № 310223. Заказчиком по названному запросу выступает ООО «РВК-Воронеж».
По результатам процедуры закупки в соответствии с протоколом о результатах процедуры закупки от 20.12.2013 г. ЗАО «Страховая бизнес группа» объявлено победителем с предложением в размере <…> руб. Другие участники процедуры закупки предложили следующие цены договоров: ОАО «СОГАЗ» - <…>, ОАО «АльфаСтрахование» <…> руб., ООО «Росгосстрах» <…> руб.
Согласно ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Базовые тарифы и коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Из имеющегося в материалах дела расчета ООО «Росгосстрах», с которым соглашается Комиссия, следует, что, исходя из опубликованного ООО «РВК-Воронеж» технического задания сумма страховой премии с учетом установленных правительством РФ базовых ставок и коэффициентов не может быть менее 633498,87 руб.
Согласно предоставленному ЗАО «Страховая бизнес группа» расчету страховой премии, поданному в рамках запроса предложений, к ряду транспортных средств применен базовый страховой тариф, как к грузовым (транспортные средства категории «C») с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – 2025 руб., в то время как указанные транспортные средства являются легковыми (транспортные средства категории «B») и следовало применять базовый страховой тариф в размере 2375 руб. (транспортные средства технического задания под порядковыми номерами № 21-24, 38, 39, 60, 61, 63, 65, 79, 80, 86, 88, 89, 125, 126, 127, 129, 130, 132 согласно таблице № 1).
К транспортному средству под порядковым номером № 216 КрАЗ 6510 Категория «а/самосвал» применен базовый тариф в размере 2025 руб., вместо подлежащего применении в размере 3240 руб., как к грузовому транспортному средству категории «С» с разрешенной максимальной массой более 16 тонн.
Таблица № 1:

№ п/пМарка, модель, категория ТСИдентификационный номер ТСл/смассаКатегория ТС
21 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500906436481063500в
22ГАЗ 2705 Категория "гр.фургон"Х9627050090643674I063500в
23ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон"X96270550C074I204I003500в
24ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон"Х9627055С07408681003500в
38ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х9627050090645590106 в
39ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х9627050090645704106 в
60ГАЗ 2705 Категория "грузовой"X962705007056037I1403500в
61ГАЗ 2705 Категория "грузовом"X9627050O7O55945I1403500в
63Фиат Дукато Категория "гр. фургон"Z7G2440009S0086641103500в
65Фиат Добло Категория "гр. фургон"ZFA223000056IS573751910в
79ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500705676181403500в
80ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500705677851403500в
86ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х962705ООС07380711073500в
88ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500С074056I1073500в
89ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500С07415861073500в
I25УАЗ 3962 Категория "фургон"XTT396200T00I7294902690в
126УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0004787902690в
127УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0004550902690в
129УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0015822762600в
130УАЗ 3962 Категория "фургон"XTT396200T00207S2902690в
132УАЗ 452 Категория "фургон" 902670в
216КрАЗ 65 10 Категория "а/са.моевал" с.ос.ос

Помимо этого, при неверном определении категории транспортного средства, ЗАО «Страховая бизнес группа» не применен подлежащий применению коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ), составляющий в зависимости от мощности двигателя от 1,10 до 1,40.
Тем самым, применив неверный базовый тариф, а также, не применив коэффициент мощности по отдельным транспортным средствам, ЗАО «Страховая бизнес группа» необоснованно и незаконно уменьшило цену своего предложения по запросу предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год для ООО «РВК-Воронеж» на сумму 31600,80 руб.
Указанные нарушения в расчете ЗАО «Страховая бизнес группа» и его представитель по доверенности <…> не признали, однако в ходе рассмотрения дела нормативного и мотивированного возражения относительно допущенных нарушений в указанном расчете Воронежскому УФАС России предоставлено не было.
Довод представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> о том, что расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» был произведен строго в соответствии с имеющейся в техническом задании ООО «РВК-Воронеж» информацией о транспортных средствах, которая затем была изменена, Комиссия отклоняет ввиду несоответствия материалам дела.
Так, в соответствии с п. 4.3.3. Положения ООО «РВК-Воронеж» о закупке работ и услуг для ООО «РВК-Воронеж» № 21 от 29.06.2012 г. (далее – Положение) любой участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Согласно п. 4.3.5. Положения, разъяснение положений такой документации размещаются Организатором закупки на официальном сайте.
Руководствуясь указанными положениями, заказчик ООО «РВК-Воронеж» на основании запросов участников разъяснял техническое задание 29.11.2013 г., 02.12.2013 г., 05.12.2013 г., 09.12.2013 г., 10.12.2013 г., 11.12.2013 г. относительно коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также категории транспортных средств. Указанные разъяснения были опубликованы в общем доступе на электронной торговой площадке www.b2b-center.ru.
При этом предложение ЗАО «Страховая бизнес группа» было подано 18.12.2013 г. после указанных разъяснений, с запросом разъяснений в ходе закупки к ООО «РВК-Воронеж» не обращалось.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 10 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, который формируется профессиональным объединением страховщиков в сфере технического осмотра. На основании данного информационного ресурса участники запроса предложений могли получить информацию необходимую для расчета страховой премии. Помимо этого, классификация транспортных средств на категории установлена ч. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, ЗАО «Страховая бизнес группа» имело всю необходимую информацию для определения базового страхового тарифа и верного расчета страховой премии, однако произвело неверный расчет.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, а также лицензий на осуществление страховой деятельности ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах», ЗАО «Страховая бизнес группа» осуществляют деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (код 66.03.3, подраздел JA, раздел J по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности), таким образом, являются конкурентами на рынке страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию.
Действия ЗАО «Страховая бизнес группа» по неверному расчету в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год нарушают абзац 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» так как:
1. Направлены на получение преимуществ, так как размер цены договора являлся основным критерием в определении победителя закупочной процедуры для последующего заключения договора страхования.
2. Противоречат ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 1, 6 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», требованиям добропорядочности и справедливости.
При этом доводы ООО «РВК-Воронеж» о том, что на основании части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики вправе варьировать, в том числе, страховые тарифы и коэффициенты в пределах 20 процентов отклоняется Комиссией ввиду неверного толкования указанной нормы материального права.
Согласно части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
Таким образом, указанная норма говорит о части страховой премии, предназначенной для страховой выплаты потерпевшим, не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям, связанным с размерами и порядком применения базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Кроме того, часть 6 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо запрещает страховщикам применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Данное толкование указанных норм соответствует правоприменительной практике, в том числе, судебной (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 г. по делу № А36-3087/2012, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2012 г. по делу № А54-2723/2011).
3. Причинили убытки в виде упущенной выгоды конкурентам ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах» - проигравшим участникам рассматриваемого запроса предложений в размере не меньшем, чем полученный доход в результате действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, повлекших заключение договора страхования на сумму <…> руб. (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), а также причинили вред деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация возникает у юридического лица в силу его создания и является одним из условий его успешной деятельности, что установлено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
Кроме того, информация о проигрыше по результатам запроса предложений влечет в деловом обороте отрицательную оценку деловых качеств и характеристик юридических лиц, является общедоступной (Интернет сайт www.b2b-center.ru) и негативно учитывается потенциальными страхователями (потребителями) на рынке страхования гражданской ответственности.
Таким образом, перечисленные действия ЗАО «Страховая бизнес группа» являются актом недобросовестной конкуренции, определенным абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия находит основания для выдачи ЗАО «Страховая бизнес группа» предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать недобросовестной конкуренцией действия закрытого акционерного общества «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423), выраженные в неверном расчете в виде снижения цены договора и направлении в адрес заказчика необоснованного и незаконного по заниженной цене предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, поскольку такие действия являются нарушением абзаца 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ЗАО «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения обществом неверных расчетов с использованием не подлежащих применению базовых страховых тарифов и коэффициентов, необоснованно и незаконно снижающих цену страховой премии и договора, в рамках процедур закупок на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в течение всего периода осуществления обществом деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 13516 [uid] => 5 [title] => Решение от 28.05.2014 года по делу №86-14к/08к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13516 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407330041 [changed] => 1407330041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407330041 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 86-14к/08к
г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2014 г.
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 86-14к/08к о нарушении закрытым акционерным обществом «Страховая бизнес группа» абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…>, представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…>, представителя ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…>, представителя ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…>,
в отсутствие представителя ОАО «СОГАЗ» (надлежаще извещен), установила:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы, учитывая наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, Воронежским УФАС России в соответствии с Приказом № 52 от 20.03.2014 г. в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» возбуждено дело № 86-14к/08к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением от 20.03.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 24.04.2014 г. на 11 часов 00 минут (мск).
24.04.2014 г. рассмотрение дела отлагалось на 12 ч. 30 мин. (мск) 19.05.2014 г. для получения дополнительных доказательств и сведений в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
На заседании Комиссии 19.05.2014 г. представитель заявителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…> поддержал заявленные требования, просил признать действия ЗАО «Страховая бизнес группа» недобросовестной конкуренцией. Представитель ответчика – ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> возражал по основаниям, изложенным в предоставленной правовой позиции. Представитель ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…> поддержала заявленные ООО «Росгосстрах» требования, считает действия ответчика в рамках рассматриваемого запроса предложений недобросовестной конкуренцией. Представитель ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…> изложил правовую позицию общества, имеющуюся в материалах дела, считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа» не являются недобросовестной конкуренцией, считает расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» верным и обоснованным.
Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позициями по делу участвующих лиц и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа», связанные с неверным расчетом в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика необоснованного и незаконного (по заниженной цене) предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Росгосстрах», а также настоящего дела установлено, что 27.11.2013 г. на сайте www.b2b-center.ru размещен запрос предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, номер процедуры закупки - № 310223. Заказчиком по названному запросу выступает ООО «РВК-Воронеж».
По результатам процедуры закупки в соответствии с протоколом о результатах процедуры закупки от 20.12.2013 г. ЗАО «Страховая бизнес группа» объявлено победителем с предложением в размере <…> руб. Другие участники процедуры закупки предложили следующие цены договоров: ОАО «СОГАЗ» - <…>, ОАО «АльфаСтрахование» <…> руб., ООО «Росгосстрах» <…> руб.
Согласно ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Базовые тарифы и коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Из имеющегося в материалах дела расчета ООО «Росгосстрах», с которым соглашается Комиссия, следует, что, исходя из опубликованного ООО «РВК-Воронеж» технического задания сумма страховой премии с учетом установленных правительством РФ базовых ставок и коэффициентов не может быть менее 633498,87 руб.
Согласно предоставленному ЗАО «Страховая бизнес группа» расчету страховой премии, поданному в рамках запроса предложений, к ряду транспортных средств применен базовый страховой тариф, как к грузовым (транспортные средства категории «C») с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – 2025 руб., в то время как указанные транспортные средства являются легковыми (транспортные средства категории «B») и следовало применять базовый страховой тариф в размере 2375 руб. (транспортные средства технического задания под порядковыми номерами № 21-24, 38, 39, 60, 61, 63, 65, 79, 80, 86, 88, 89, 125, 126, 127, 129, 130, 132 согласно таблице № 1).
К транспортному средству под порядковым номером № 216 КрАЗ 6510 Категория «а/самосвал» применен базовый тариф в размере 2025 руб., вместо подлежащего применении в размере 3240 руб., как к грузовому транспортному средству категории «С» с разрешенной максимальной массой более 16 тонн.
Таблица № 1:

№ п/пМарка, модель, категория ТСИдентификационный номер ТСл/смассаКатегория ТС
21 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500906436481063500в
22ГАЗ 2705 Категория "гр.фургон"Х9627050090643674I063500в
23ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон"X96270550C074I204I003500в
24ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон"Х9627055С07408681003500в
38ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х9627050090645590106 в
39ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х9627050090645704106 в
60ГАЗ 2705 Категория "грузовой"X962705007056037I1403500в
61ГАЗ 2705 Категория "грузовом"X9627050O7O55945I1403500в
63Фиат Дукато Категория "гр. фургон"Z7G2440009S0086641103500в
65Фиат Добло Категория "гр. фургон"ZFA223000056IS573751910в
79ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500705676181403500в
80ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500705677851403500в
86ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х962705ООС07380711073500в
88ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500С074056I1073500в
89ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон"Х96270500С07415861073500в
I25УАЗ 3962 Категория "фургон"XTT396200T00I7294902690в
126УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0004787902690в
127УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0004550902690в
129УАЗ 3962 Категория "фургон"ХТТ396200Т0015822762600в
130УАЗ 3962 Категория "фургон"XTT396200T00207S2902690в
132УАЗ 452 Категория "фургон" 902670в
216КрАЗ 65 10 Категория "а/са.моевал" с.ос.ос

Помимо этого, при неверном определении категории транспортного средства, ЗАО «Страховая бизнес группа» не применен подлежащий применению коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ), составляющий в зависимости от мощности двигателя от 1,10 до 1,40.
Тем самым, применив неверный базовый тариф, а также, не применив коэффициент мощности по отдельным транспортным средствам, ЗАО «Страховая бизнес группа» необоснованно и незаконно уменьшило цену своего предложения по запросу предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год для ООО «РВК-Воронеж» на сумму 31600,80 руб.
Указанные нарушения в расчете ЗАО «Страховая бизнес группа» и его представитель по доверенности <…> не признали, однако в ходе рассмотрения дела нормативного и мотивированного возражения относительно допущенных нарушений в указанном расчете Воронежскому УФАС России предоставлено не было.
Довод представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> о том, что расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» был произведен строго в соответствии с имеющейся в техническом задании ООО «РВК-Воронеж» информацией о транспортных средствах, которая затем была изменена, Комиссия отклоняет ввиду несоответствия материалам дела.
Так, в соответствии с п. 4.3.3. Положения ООО «РВК-Воронеж» о закупке работ и услуг для ООО «РВК-Воронеж» № 21 от 29.06.2012 г. (далее – Положение) любой участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Согласно п. 4.3.5. Положения, разъяснение положений такой документации размещаются Организатором закупки на официальном сайте.
Руководствуясь указанными положениями, заказчик ООО «РВК-Воронеж» на основании запросов участников разъяснял техническое задание 29.11.2013 г., 02.12.2013 г., 05.12.2013 г., 09.12.2013 г., 10.12.2013 г., 11.12.2013 г. относительно коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также категории транспортных средств. Указанные разъяснения были опубликованы в общем доступе на электронной торговой площадке www.b2b-center.ru.
При этом предложение ЗАО «Страховая бизнес группа» было подано 18.12.2013 г. после указанных разъяснений, с запросом разъяснений в ходе закупки к ООО «РВК-Воронеж» не обращалось.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 10 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, который формируется профессиональным объединением страховщиков в сфере технического осмотра. На основании данного информационного ресурса участники запроса предложений могли получить информацию необходимую для расчета страховой премии. Помимо этого, классификация транспортных средств на категории установлена ч. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, ЗАО «Страховая бизнес группа» имело всю необходимую информацию для определения базового страхового тарифа и верного расчета страховой премии, однако произвело неверный расчет.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, а также лицензий на осуществление страховой деятельности ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах», ЗАО «Страховая бизнес группа» осуществляют деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (код 66.03.3, подраздел JA, раздел J по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности), таким образом, являются конкурентами на рынке страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию.
Действия ЗАО «Страховая бизнес группа» по неверному расчету в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год нарушают абзац 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» так как:
1. Направлены на получение преимуществ, так как размер цены договора являлся основным критерием в определении победителя закупочной процедуры для последующего заключения договора страхования.
2. Противоречат ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 1, 6 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», требованиям добропорядочности и справедливости.
При этом доводы ООО «РВК-Воронеж» о том, что на основании части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики вправе варьировать, в том числе, страховые тарифы и коэффициенты в пределах 20 процентов отклоняется Комиссией ввиду неверного толкования указанной нормы материального права.
Согласно части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
Таким образом, указанная норма говорит о части страховой премии, предназначенной для страховой выплаты потерпевшим, не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям, связанным с размерами и порядком применения базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Кроме того, часть 6 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо запрещает страховщикам применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Данное толкование указанных норм соответствует правоприменительной практике, в том числе, судебной (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 г. по делу № А36-3087/2012, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2012 г. по делу № А54-2723/2011).
3. Причинили убытки в виде упущенной выгоды конкурентам ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах» - проигравшим участникам рассматриваемого запроса предложений в размере не меньшем, чем полученный доход в результате действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, повлекших заключение договора страхования на сумму <…> руб. (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), а также причинили вред деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация возникает у юридического лица в силу его создания и является одним из условий его успешной деятельности, что установлено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
Кроме того, информация о проигрыше по результатам запроса предложений влечет в деловом обороте отрицательную оценку деловых качеств и характеристик юридических лиц, является общедоступной (Интернет сайт www.b2b-center.ru) и негативно учитывается потенциальными страхователями (потребителями) на рынке страхования гражданской ответственности.
Таким образом, перечисленные действия ЗАО «Страховая бизнес группа» являются актом недобросовестной конкуренции, определенным абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия находит основания для выдачи ЗАО «Страховая бизнес группа» предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать недобросовестной конкуренцией действия закрытого акционерного общества «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423), выраженные в неверном расчете в виде снижения цены договора и направлении в адрес заказчика необоснованного и незаконного по заниженной цене предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, поскольку такие действия являются нарушением абзаца 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ЗАО «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения обществом неверных расчетов с использованием не подлежащих применению базовых страховых тарифов и коэффициентов, необоснованно и незаконно снижающих цену страховой премии и договора, в рамках процедур закупок на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в течение всего периода осуществления обществом деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 86-14к/08к
г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 мая 2014 г.
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 86-14к/08к о нарушении закрытым акционерным обществом «Страховая бизнес группа» абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…>, представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…>, представителя ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…>, представителя ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…>,
в отсутствие представителя ОАО «СОГАЗ» (надлежаще извещен), установила:
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Росгосстрах» в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения жалобы, учитывая наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, Воронежским УФАС России в соответствии с Приказом № 52 от 20.03.2014 г. в отношении ЗАО «Страховая бизнес группа» возбуждено дело № 86-14к/08к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением от 20.03.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 24.04.2014 г. на 11 часов 00 минут (мск).
24.04.2014 г. рассмотрение дела отлагалось на 12 ч. 30 мин. (мск) 19.05.2014 г. для получения дополнительных доказательств и сведений в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
На заседании Комиссии 19.05.2014 г. представитель заявителя ООО «Росгосстрах» по доверенности <…> поддержал заявленные требования, просил признать действия ЗАО «Страховая бизнес группа» недобросовестной конкуренцией. Представитель ответчика – ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> возражал по основаниям, изложенным в предоставленной правовой позиции. Представитель ОАО «АльфаСтрахование» по доверенности <…> поддержала заявленные ООО «Росгосстрах» требования, считает действия ответчика в рамках рассматриваемого запроса предложений недобросовестной конкуренцией. Представитель ООО «РВК-Воронеж» по доверенности <…> изложил правовую позицию общества, имеющуюся в материалах дела, считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа» не являются недобросовестной конкуренцией, считает расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» верным и обоснованным.
Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с предоставленными объяснениями, позициями по делу участвующих лиц и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ЗАО «Страховая бизнес группа», связанные с неверным расчетом в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика необоснованного и незаконного (по заниженной цене) предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Росгосстрах», а также настоящего дела установлено, что 27.11.2013 г. на сайте www.b2b-center.ru размещен запрос предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, номер процедуры закупки - № 310223. Заказчиком по названному запросу выступает ООО «РВК-Воронеж».
По результатам процедуры закупки в соответствии с протоколом о результатах процедуры закупки от 20.12.2013 г. ЗАО «Страховая бизнес группа» объявлено победителем с предложением в размере <…> руб. Другие участники процедуры закупки предложили следующие цены договоров: ОАО «СОГАЗ» - <…>, ОАО «АльфаСтрахование» <…> руб., ООО «Росгосстрах» <…> руб.
Согласно ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Базовые тарифы и коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Из имеющегося в материалах дела расчета ООО «Росгосстрах», с которым соглашается Комиссия, следует, что, исходя из опубликованного ООО «РВК-Воронеж» технического задания сумма страховой премии с учетом установленных правительством РФ базовых ставок и коэффициентов не может быть менее 633498,87 руб.
Согласно предоставленному ЗАО «Страховая бизнес группа» расчету страховой премии, поданному в рамках запроса предложений, к ряду транспортных средств применен базовый страховой тариф, как к грузовым (транспортные средства категории «C») с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – 2025 руб., в то время как указанные транспортные средства являются легковыми (транспортные средства категории «B») и следовало применять базовый страховой тариф в размере 2375 руб. (транспортные средства технического задания под порядковыми номерами № 21-24, 38, 39, 60, 61, 63, 65, 79, 80, 86, 88, 89, 125, 126, 127, 129, 130, 132 согласно таблице № 1).
К транспортному средству под порядковым номером № 216 КрАЗ 6510 Категория «а/самосвал» применен базовый тариф в размере 2025 руб., вместо подлежащего применении в размере 3240 руб., как к грузовому транспортному средству категории «С» с разрешенной максимальной массой более 16 тонн.
Таблица № 1:

№ п/п Марка, модель, категория ТС Идентификационный номер ТС л/с масса Категория ТС
21  ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х9627050090643648 106 3500 в
22 ГАЗ 2705 Категория "гр.фургон" Х9627050090643674 I06 3500 в
23 ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон" X96270550C074I204 I00 3500 в
24 ГАЗ 27055 Категория "гр. фургон" Х9627055С0740868 100 3500 в
38 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х9627050090645590 106   в
39 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х9627050090645704 106   в
60 ГАЗ 2705 Категория "грузовой" X962705007056037I 140 3500 в
61 ГАЗ 2705 Категория "грузовом" X9627050O7O55945I 140 3500 в
63 Фиат Дукато Категория "гр. фургон" Z7G2440009S008664 110 3500 в
65 Фиат Добло Категория "гр. фургон" ZFA223000056IS573 75 1910 в
79 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х9627050070567618 140 3500 в
80 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х9627050070567785 140 3500 в
86 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х962705ООС0738071 107 3500 в
88 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х96270500С074056I 107 3500 в
89 ГАЗ 2705 Категория "гр. фургон" Х96270500С0741586 107 3500 в
I25 УАЗ 3962 Категория "фургон" XTT396200T00I7294 90 2690 в
126 УАЗ 3962 Категория "фургон" ХТТ396200Т0004787 90 2690 в
127 УАЗ 3962 Категория "фургон" ХТТ396200Т0004550 90 2690 в
129 УАЗ 3962 Категория "фургон" ХТТ396200Т0015822 76 2600 в
130 УАЗ 3962 Категория "фургон" XTT396200T00207S2 90 2690 в
132 УАЗ 452 Категория "фургон"   90 2670 в
216 КрАЗ 65 10 Категория "а/са.моевал"   с.о с.о с

Помимо этого, при неверном определении категории транспортного средства, ЗАО «Страховая бизнес группа» не применен подлежащий применению коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ), составляющий в зависимости от мощности двигателя от 1,10 до 1,40.
Тем самым, применив неверный базовый тариф, а также, не применив коэффициент мощности по отдельным транспортным средствам, ЗАО «Страховая бизнес группа» необоснованно и незаконно уменьшило цену своего предложения по запросу предложений на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год для ООО «РВК-Воронеж» на сумму 31600,80 руб.
Указанные нарушения в расчете ЗАО «Страховая бизнес группа» и его представитель по доверенности <…> не признали, однако в ходе рассмотрения дела нормативного и мотивированного возражения относительно допущенных нарушений в указанном расчете Воронежскому УФАС России предоставлено не было.
Довод представителя ЗАО «Страховая бизнес группа» по доверенности <…> о том, что расчет страховой премии ЗАО «Страховая бизнес группа» был произведен строго в соответствии с имеющейся в техническом задании ООО «РВК-Воронеж» информацией о транспортных средствах, которая затем была изменена, Комиссия отклоняет ввиду несоответствия материалам дела.
Так, в соответствии с п. 4.3.3. Положения ООО «РВК-Воронеж» о закупке работ и услуг для ООО «РВК-Воронеж» № 21 от 29.06.2012 г. (далее – Положение) любой участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений закупочной документации. Согласно п. 4.3.5. Положения, разъяснение положений такой документации размещаются Организатором закупки на официальном сайте.
Руководствуясь указанными положениями, заказчик ООО «РВК-Воронеж» на основании запросов участников разъяснял техническое задание 29.11.2013 г., 02.12.2013 г., 05.12.2013 г., 09.12.2013 г., 10.12.2013 г., 11.12.2013 г. относительно коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также категории транспортных средств. Указанные разъяснения были опубликованы в общем доступе на электронной торговой площадке www.b2b-center.ru.
При этом предложение ЗАО «Страховая бизнес группа» было подано 18.12.2013 г. после указанных разъяснений, с запросом разъяснений в ходе закупки к ООО «РВК-Воронеж» не обращалось.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 10 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, который формируется профессиональным объединением страховщиков в сфере технического осмотра. На основании данного информационного ресурса участники запроса предложений могли получить информацию необходимую для расчета страховой премии. Помимо этого, классификация транспортных средств на категории установлена ч. 1 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, ЗАО «Страховая бизнес группа» имело всю необходимую информацию для определения базового страхового тарифа и верного расчета страховой премии, однако произвело неверный расчет.
Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Как следует из ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ, а также лицензий на осуществление страховой деятельности ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах», ЗАО «Страховая бизнес группа» осуществляют деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (код 66.03.3, подраздел JA, раздел J по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности), таким образом, являются конкурентами на рынке страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию.
Действия ЗАО «Страховая бизнес группа» по неверному расчету в виде снижения цены договора и направления в адрес заказчика предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год нарушают абзац 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» так как:
1. Направлены на получение преимуществ, так как размер цены договора являлся основным критерием в определении победителя закупочной процедуры для последующего заключения договора страхования.
2. Противоречат ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 1, 6 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», требованиям добропорядочности и справедливости.
При этом доводы ООО «РВК-Воронеж» о том, что на основании части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщики вправе варьировать, в том числе, страховые тарифы и коэффициенты в пределах 20 процентов отклоняется Комиссией ввиду неверного толкования указанной нормы материального права.
Согласно части 2 абзаца 2 статьи 8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
Таким образом, указанная норма говорит о части страховой премии, предназначенной для страховой выплаты потерпевшим, не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям, связанным с размерами и порядком применения базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Кроме того, часть 6 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо запрещает страховщикам применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Данное толкование указанных норм соответствует правоприменительной практике, в том числе, судебной (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 г. по делу № А36-3087/2012, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2012 г. по делу № А54-2723/2011).
3. Причинили убытки в виде упущенной выгоды конкурентам ОАО «СОГАЗ», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах» - проигравшим участникам рассматриваемого запроса предложений в размере не меньшем, чем полученный доход в результате действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, повлекших заключение договора страхования на сумму <…> руб. (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), а также причинили вред деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация возникает у юридического лица в силу его создания и является одним из условий его успешной деятельности, что установлено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
Кроме того, информация о проигрыше по результатам запроса предложений влечет в деловом обороте отрицательную оценку деловых качеств и характеристик юридических лиц, является общедоступной (Интернет сайт www.b2b-center.ru) и негативно учитывается потенциальными страхователями (потребителями) на рынке страхования гражданской ответственности.
Таким образом, перечисленные действия ЗАО «Страховая бизнес группа» являются актом недобросовестной конкуренции, определенным абзацем 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия находит основания для выдачи ЗАО «Страховая бизнес группа» предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать недобросовестной конкуренцией действия закрытого акционерного общества «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423), выраженные в неверном расчете в виде снижения цены договора и направлении в адрес заказчика необоснованного и незаконного по заниженной цене предложения в рамках процедуры закупки № 310223 в виде запроса предложений ООО «РВК-Воронеж» на право заключения договора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2014 год, поскольку такие действия являются нарушением абзаца 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ЗАО «Страховая бизнес группа» (394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 16, ИНН 3666068423) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем недопущения обществом неверных расчетов с использованием не подлежащих применению базовых страховых тарифов и коэффициентов, необоснованно и незаконно снижающих цену страховой премии и договора, в рамках процедур закупок на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в течение всего периода осуществления обществом деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 86-14к/08к [format] => [safe_value] => 86-14к/08к ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело о нарушении закрытым акционерным обществом «Страховая бизнес группа» абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело о нарушении закрытым акционерным обществом «Страховая бизнес группа» абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-28 12:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-19 12:33:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407330041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )