Решение от 08.09.2014 года по делу №415-з

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 415-з
Дата публикации: 8 августа 2014, 17:13

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 415-з)
08.09.2014 года                                                                                                                г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов  (далее — Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии; <…> - члены Комиссии;
в присутствии представителей:
- КУ ВО «Региональный центр безопасности» - <…>, <…>, <…>,
- ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» - <…>, <…>,
- Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
рассмотрев жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267), установила:
29.08.2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) (далее — Аукцион).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом совместно с заказчиком документация об аукционе разработана с нарушением действующего законодательства о контрактной системе и защиты конкуренции, а именно, требование о включении в состав поставляемых комплексов видеофиксации средств криптографической защиты информации, а также требование о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств и т. д., приводит к ограничению доступа участников к проведению процедуры.
Представители заказчика и уполномоченного органа считает доводы, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия установила следующее.
Извещение № 0131200001014006267 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) 20.08.2014г.
Пунктом 8.4 Раздела 8 «Описание объекта закупки» установлено требование к Комплексам по обеспечению безопасности информации, а именно, для обеспечения защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных) находящейся в загружаемых в Комплекс базах розыска, в составе Комплексов требуется наличие сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты Каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Входящие в состав Комплексов СКЗИ должны быть полностью совместимы с применяющимися у заказчика в системе «КРИС-Воронеж» СКЗИ из продуктовой линейки VipNet Custom (VipNet сеть №3080).
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность включения Заказчиком в документацию об аукционе требования о наличии в составе комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных с использованием криптографических методов. По мнению Заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении потенциальных участников электронного аукциона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного выше Закона.
Закон о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают соблюдения норм законодательства о защите информации. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика и поэтому не влечет нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Ссылку заявителя на то, что средства криптографической защиты информации являются отдельным продуктом и могут поставляться отдельно, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной, поскольку возможность проведения отдельных аукционов является правом заказчика, а не обязанностью. Доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки предъявляется требование об их соответствии требованиям, установленным согласно законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим видам работ и услуг:
- контроль защищенности  конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и т. д. По следующим видам работ и услуг:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств.
Согласно ст.12 Закона о контрактной системе, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.
Довод жалобы Заявителя об отсутствии у Заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной в силу нижеследующего.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности и травматизма среди населения в 2010 году в области была создана и начала функционировать автоматизированная система фиксации нарушений Правил дорожного движения «КРИС-Воронеж», состоящая из центрального сервера, стационарных и передвижных комплексов фото-видеофиксации.
В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 «О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото¬видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
В соответствии с пунктом 4.2. названного Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 г.) правительство Воронежской области в лице уполномоченного органа - КУ ВО «Региональный центр безопасности», с учетом предложений ГУ МВД России по Воронежской области и потребностей Воронежской области в товарах, работах, услугах, необходимых для содержания, развития и совершенствования системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов, в том числе: на поставку специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения; на оказание услуг связи по передаче данных от рубежей измерения скорости на центральный сервер системы фото-видеофиксации правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
Пунктами 4.З.1., 4.3.18., 4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж»; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает сё безопасность при обработке.
Таким образом, в целях выполнения возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, указанные органы консолидируют свои действия в рамках межведомственного соглашения, в результате чего у КУ ВО «Региональный центр безопасности» при организации эксплуатации оборудования из состава системы фотовидеофиксации «КРИС-Воронеж» возникает обязанность по обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации на центральный сервер системы, для её последующей обработки сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области и формирования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч.22 ст.99, чч.8, 9 ст.106 Закона о закупках, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) необоснованной.
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08.09.2014 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 13779 [uid] => 5 [title] => Решение от 08.09.2014 года по делу №415-з [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13779 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412082924 [changed] => 1412082924 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412082924 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 415-з)
08.09.2014 года                                                                                                                г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов  (далее — Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии; <…> - члены Комиссии;
в присутствии представителей:
- КУ ВО «Региональный центр безопасности» - <…>, <…>, <…>,
- ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» - <…>, <…>,
- Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
рассмотрев жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267), установила:
29.08.2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) (далее — Аукцион).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом совместно с заказчиком документация об аукционе разработана с нарушением действующего законодательства о контрактной системе и защиты конкуренции, а именно, требование о включении в состав поставляемых комплексов видеофиксации средств криптографической защиты информации, а также требование о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств и т. д., приводит к ограничению доступа участников к проведению процедуры.
Представители заказчика и уполномоченного органа считает доводы, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия установила следующее.
Извещение № 0131200001014006267 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) 20.08.2014г.
Пунктом 8.4 Раздела 8 «Описание объекта закупки» установлено требование к Комплексам по обеспечению безопасности информации, а именно, для обеспечения защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных) находящейся в загружаемых в Комплекс базах розыска, в составе Комплексов требуется наличие сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты Каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Входящие в состав Комплексов СКЗИ должны быть полностью совместимы с применяющимися у заказчика в системе «КРИС-Воронеж» СКЗИ из продуктовой линейки VipNet Custom (VipNet сеть №3080).
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность включения Заказчиком в документацию об аукционе требования о наличии в составе комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных с использованием криптографических методов. По мнению Заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении потенциальных участников электронного аукциона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного выше Закона.
Закон о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают соблюдения норм законодательства о защите информации. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика и поэтому не влечет нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Ссылку заявителя на то, что средства криптографической защиты информации являются отдельным продуктом и могут поставляться отдельно, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной, поскольку возможность проведения отдельных аукционов является правом заказчика, а не обязанностью. Доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки предъявляется требование об их соответствии требованиям, установленным согласно законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим видам работ и услуг:
- контроль защищенности  конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и т. д. По следующим видам работ и услуг:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств.
Согласно ст.12 Закона о контрактной системе, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.
Довод жалобы Заявителя об отсутствии у Заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной в силу нижеследующего.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности и травматизма среди населения в 2010 году в области была создана и начала функционировать автоматизированная система фиксации нарушений Правил дорожного движения «КРИС-Воронеж», состоящая из центрального сервера, стационарных и передвижных комплексов фото-видеофиксации.
В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 «О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото¬видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
В соответствии с пунктом 4.2. названного Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 г.) правительство Воронежской области в лице уполномоченного органа - КУ ВО «Региональный центр безопасности», с учетом предложений ГУ МВД России по Воронежской области и потребностей Воронежской области в товарах, работах, услугах, необходимых для содержания, развития и совершенствования системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов, в том числе: на поставку специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения; на оказание услуг связи по передаче данных от рубежей измерения скорости на центральный сервер системы фото-видеофиксации правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
Пунктами 4.З.1., 4.3.18., 4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж»; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает сё безопасность при обработке.
Таким образом, в целях выполнения возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, указанные органы консолидируют свои действия в рамках межведомственного соглашения, в результате чего у КУ ВО «Региональный центр безопасности» при организации эксплуатации оборудования из состава системы фотовидеофиксации «КРИС-Воронеж» возникает обязанность по обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации на центральный сервер системы, для её последующей обработки сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области и формирования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч.22 ст.99, чч.8, 9 ст.106 Закона о закупках, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) необоснованной.
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08.09.2014 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
(дело № 415-з)
08.09.2014 года                                                                                                                г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов  (далее — Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии; <…> - члены Комиссии;
в присутствии представителей:
- КУ ВО «Региональный центр безопасности» - <…>, <…>, <…>,
- ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» - <…>, <…>,
- Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
рассмотрев жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267), установила:
29.08.2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) (далее — Аукцион).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом совместно с заказчиком документация об аукционе разработана с нарушением действующего законодательства о контрактной системе и защиты конкуренции, а именно, требование о включении в состав поставляемых комплексов видеофиксации средств криптографической защиты информации, а также требование о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств и т. д., приводит к ограничению доступа участников к проведению процедуры.
Представители заказчика и уполномоченного органа считает доводы, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках), Комиссия установила следующее.
Извещение № 0131200001014006267 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) 20.08.2014г.
Пунктом 8.4 Раздела 8 «Описание объекта закупки» установлено требование к Комплексам по обеспечению безопасности информации, а именно, для обеспечения защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных) находящейся в загружаемых в Комплекс базах розыска, в составе Комплексов требуется наличие сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты Каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Входящие в состав Комплексов СКЗИ должны быть полностью совместимы с применяющимися у заказчика в системе «КРИС-Воронеж» СКЗИ из продуктовой линейки VipNet Custom (VipNet сеть №3080).
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность включения Заказчиком в документацию об аукционе требования о наличии в составе комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных с использованием криптографических методов. По мнению Заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении потенциальных участников электронного аукциона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного выше Закона.
Закон о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают соблюдения норм законодательства о защите информации. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика и поэтому не влечет нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Ссылку заявителя на то, что средства криптографической защиты информации являются отдельным продуктом и могут поставляться отдельно, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной, поскольку возможность проведения отдельных аукционов является правом заказчика, а не обязанностью. Доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки предъявляется требование об их соответствии требованиям, установленным согласно законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 17 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим видам работ и услуг:
- контроль защищенности  конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и т. д. По следующим видам работ и услуг:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств.
Согласно ст.12 Закона о контрактной системе, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.
Довод жалобы Заявителя об отсутствии у Заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, Комиссия Воронежского УФАС России считает несостоятельной в силу нижеследующего.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности и травматизма среди населения в 2010 году в области была создана и начала функционировать автоматизированная система фиксации нарушений Правил дорожного движения «КРИС-Воронеж», состоящая из центрального сервера, стационарных и передвижных комплексов фото-видеофиксации.
В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 «О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото¬видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
В соответствии с пунктом 4.2. названного Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 г.) правительство Воронежской области в лице уполномоченного органа - КУ ВО «Региональный центр безопасности», с учетом предложений ГУ МВД России по Воронежской области и потребностей Воронежской области в товарах, работах, услугах, необходимых для содержания, развития и совершенствования системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов, в том числе: на поставку специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения; на оказание услуг связи по передаче данных от рубежей измерения скорости на центральный сервер системы фото-видеофиксации правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».
Пунктами 4.З.1., 4.3.18., 4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж»; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает сё безопасность при обработке.
Таким образом, в целях выполнения возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, указанные органы консолидируют свои действия в рамках межведомственного соглашения, в результате чего у КУ ВО «Региональный центр безопасности» при организации эксплуатации оборудования из состава системы фотовидеофиксации «КРИС-Воронеж» возникает обязанность по обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации на центральный сервер системы, для её последующей обработки сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области и формирования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь ч.22 ст.99, чч.8, 9 ст.106 Закона о закупках, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267) необоснованной.
Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08.09.2014 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 415-з [format] => [safe_value] => 415-з ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрена жалоба ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267).

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрена жалоба ООО Научно-производственная фирма «Эфир-М» на действия заказчика — КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (№ извещения 0131200001014006267).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов. Контроль за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-08 13:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-05 13:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412082924 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )