Решение от 25.09.2014 года по делу №396-243р

Номер дела: 396-243р
Дата публикации: 29 сентября 2014, 10:59

РЕШЕНИЕ № 396-243р
25 сентября 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 396-243р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жемчуг» (394030, г. Воронеж, ул. Бакунина, д. 2, оф. 2, ИНН 3664131045) (далее – ООО «Жемчуг»), части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Жемчуг» <…>, установила:
С «04» августа 2014 года по «25» августа 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа Воронежского УФАС России от 24 июля 2014 года № 92 была проведена плановая документарная проверка в отношении ЗАО «Медиа Альянс».
Предметом проверки являлось соблюдение ЗАО «Медиа Альянс» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
В соответствии с предоставленными ЗАО «Медиа Альянс» материалами в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь распространялась реклама следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектам рекламирования в указанной рекламе является акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения».
26.08.2014 года в отношении ООО «Жемчуг» вынесено определение о возбуждении дела № 396-243р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 25.09.2014 года.
ООО «Жемчуг» были предоставлены документы от 24.09.2014 б/н. В письменном объяснении от 24.09.2014 ООО «Жемчуг» сообщило следующее: «Все условия акций действующих на момент совершения покупки доводятся до покупателя в надлежащей форме: обязательное размещение в уголке потребителя условий проведения акций, утвержденных и разработанных лично директором ООО «Жемчуг»; обязательное условие информирование продавцами покупателей до момента осуществления потребителем выбора изделий с пояснением и расчетами, для того, чтобы покупатель смог четко определить какая из действующей на момент покупки акций для него более выгодна и какая из акций на какой ассортимент изделий распространяется. Таким образом, до потребителей доносится достоверная информация о проводимых акциях в полном объеме. Все условия акций прописываются подробно для того, чтобы не вводить потенциальных покупателей в заблуждение. Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что за время проведения спорной акции не поступило ни одной жалобы от покупателей на недостоверность данной рекламы, и вообще за период работы ООО «Жемчуг», не было ни одной жалобы от потребителей на нарушение их прав. Я, как директор ООО «Жемчуг», разрабатывая лично ролик по данной акции, а в дальнейшем заключая договор с ЗАО «Медиа Альянс» на размещение ролика на радиостанции «Авторадио» г. Россошь Воронежской области, не учла положения законодательства в рекламной сфере, так как не имею юридического образования, и юрист в штате отсутствует. Однако считаю, данное правонарушение в ролике малозначительным, так как отсутствуют негативные последствия. Кроме того все условия акции разъяснялись покупателю до совершения покупки. Довожу до вашего сведения: на данный момент мною изучен Федеральный закон «О рекламе», что в дальнейшем позволит избежать спорных ситуаций при проведении рекламных акций. Убедительно просим не применять к ООО «Жемчуг» штрафных санкций». На заседании Комиссии представитель ООО «Жемчуг» поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 24.09.2014 б/н.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Жемчуг» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Утвержденные ООО «Жемчуг» условия проведения акций в магазине «Яшма золото», находящемуся по адресу: г. Россошь, площадь Октябрьская, д. 18-А с 01 марта по 31 марта 2014 года представлены по запросу Воронежского УФАС России (письмо от 24.09.2014 года б/н).
В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения»: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
При этом в утвержденных условиях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» содержится следующая информация:
1. Акция 2=1: участвуют ВСЕ украшения - изделия с бриллиантами, изделия из золота и серебра за исключением изделий с красной биркой, 375 пробы и часов. В подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то доплата разрешается). Если по акции 2=1 клиент отказывается от подарка, тогда на покупаемые украшения клиенту дается дополнительная скидка – 20% от стоимости выбираемого изделия.
2. На украшения с красной биркой – дополнительная скидка 15%: участвуют все украшения с красной биркой, включая 375 пробу.
3. Выгодный обмен от 1000 до 1436 р/гр.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Следовательно, отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о перечне товаров, не участвующих в акции, в частности, товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также отсутствие информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату) формирует у потребителей рекламы искаженное представление об условиях приобретения товара, поскольку из буквального восприятия рекламы следует, что акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» распространяется на весь ассортимент магазина «Яшма Золото».
Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации об ограничениях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» могло существенно повлиять на выбор потенциальных потребителей при покупке определенных товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе части существенной информации об условиях приобретения товара, а именно не указан перечень товаров, не участвующих в акции, в частности товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также не указана информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату), что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести товары в магазинах Яшма Золото.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО «Жемчуг» является рекламодателем вышеуказанной рекламы, что подтверждается предоставленными по запросу Воронежского УФАС России документами (Договор от 06.03.2014 года  № 06032014/4.1; Приложение № 1 к договору № 06032014/4.1 от 06.03.2014 года; Платежное поручение от 13.03.2014 № 54; Акт от 30.03.2014 года № 02322; Акт от 30.03.2014 года № 02323 Оригинал-макет рекламы).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Жемчуг».
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а», распространенную в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Жемчуг» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 13838 [uid] => 5 [title] => Решение от 25.09.2014 года по делу №396-243р [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13838 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412319684 [changed] => 1412319684 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412319684 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 396-243р
25 сентября 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 396-243р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жемчуг» (394030, г. Воронеж, ул. Бакунина, д. 2, оф. 2, ИНН 3664131045) (далее – ООО «Жемчуг»), части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Жемчуг» <…>, установила:
С «04» августа 2014 года по «25» августа 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа Воронежского УФАС России от 24 июля 2014 года № 92 была проведена плановая документарная проверка в отношении ЗАО «Медиа Альянс».
Предметом проверки являлось соблюдение ЗАО «Медиа Альянс» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
В соответствии с предоставленными ЗАО «Медиа Альянс» материалами в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь распространялась реклама следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектам рекламирования в указанной рекламе является акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения».
26.08.2014 года в отношении ООО «Жемчуг» вынесено определение о возбуждении дела № 396-243р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 25.09.2014 года.
ООО «Жемчуг» были предоставлены документы от 24.09.2014 б/н. В письменном объяснении от 24.09.2014 ООО «Жемчуг» сообщило следующее: «Все условия акций действующих на момент совершения покупки доводятся до покупателя в надлежащей форме: обязательное размещение в уголке потребителя условий проведения акций, утвержденных и разработанных лично директором ООО «Жемчуг»; обязательное условие информирование продавцами покупателей до момента осуществления потребителем выбора изделий с пояснением и расчетами, для того, чтобы покупатель смог четко определить какая из действующей на момент покупки акций для него более выгодна и какая из акций на какой ассортимент изделий распространяется. Таким образом, до потребителей доносится достоверная информация о проводимых акциях в полном объеме. Все условия акций прописываются подробно для того, чтобы не вводить потенциальных покупателей в заблуждение. Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что за время проведения спорной акции не поступило ни одной жалобы от покупателей на недостоверность данной рекламы, и вообще за период работы ООО «Жемчуг», не было ни одной жалобы от потребителей на нарушение их прав. Я, как директор ООО «Жемчуг», разрабатывая лично ролик по данной акции, а в дальнейшем заключая договор с ЗАО «Медиа Альянс» на размещение ролика на радиостанции «Авторадио» г. Россошь Воронежской области, не учла положения законодательства в рекламной сфере, так как не имею юридического образования, и юрист в штате отсутствует. Однако считаю, данное правонарушение в ролике малозначительным, так как отсутствуют негативные последствия. Кроме того все условия акции разъяснялись покупателю до совершения покупки. Довожу до вашего сведения: на данный момент мною изучен Федеральный закон «О рекламе», что в дальнейшем позволит избежать спорных ситуаций при проведении рекламных акций. Убедительно просим не применять к ООО «Жемчуг» штрафных санкций». На заседании Комиссии представитель ООО «Жемчуг» поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 24.09.2014 б/н.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Жемчуг» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Утвержденные ООО «Жемчуг» условия проведения акций в магазине «Яшма золото», находящемуся по адресу: г. Россошь, площадь Октябрьская, д. 18-А с 01 марта по 31 марта 2014 года представлены по запросу Воронежского УФАС России (письмо от 24.09.2014 года б/н).
В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения»: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
При этом в утвержденных условиях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» содержится следующая информация:
1. Акция 2=1: участвуют ВСЕ украшения - изделия с бриллиантами, изделия из золота и серебра за исключением изделий с красной биркой, 375 пробы и часов. В подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то доплата разрешается). Если по акции 2=1 клиент отказывается от подарка, тогда на покупаемые украшения клиенту дается дополнительная скидка – 20% от стоимости выбираемого изделия.
2. На украшения с красной биркой – дополнительная скидка 15%: участвуют все украшения с красной биркой, включая 375 пробу.
3. Выгодный обмен от 1000 до 1436 р/гр.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Следовательно, отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о перечне товаров, не участвующих в акции, в частности, товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также отсутствие информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату) формирует у потребителей рекламы искаженное представление об условиях приобретения товара, поскольку из буквального восприятия рекламы следует, что акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» распространяется на весь ассортимент магазина «Яшма Золото».
Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации об ограничениях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» могло существенно повлиять на выбор потенциальных потребителей при покупке определенных товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе части существенной информации об условиях приобретения товара, а именно не указан перечень товаров, не участвующих в акции, в частности товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также не указана информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату), что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести товары в магазинах Яшма Золото.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО «Жемчуг» является рекламодателем вышеуказанной рекламы, что подтверждается предоставленными по запросу Воронежского УФАС России документами (Договор от 06.03.2014 года  № 06032014/4.1; Приложение № 1 к договору № 06032014/4.1 от 06.03.2014 года; Платежное поручение от 13.03.2014 № 54; Акт от 30.03.2014 года № 02322; Акт от 30.03.2014 года № 02323 Оригинал-макет рекламы).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Жемчуг».
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а», распространенную в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Жемчуг» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 396-243р
25 сентября 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 396-243р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жемчуг» (394030, г. Воронеж, ул. Бакунина, д. 2, оф. 2, ИНН 3664131045) (далее – ООО «Жемчуг»), части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ООО «Жемчуг» <…>, установила:
С «04» августа 2014 года по «25» августа 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа Воронежского УФАС России от 24 июля 2014 года № 92 была проведена плановая документарная проверка в отношении ЗАО «Медиа Альянс».
Предметом проверки являлось соблюдение ЗАО «Медиа Альянс» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
В соответствии с предоставленными ЗАО «Медиа Альянс» материалами в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь распространялась реклама следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектам рекламирования в указанной рекламе является акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения».
26.08.2014 года в отношении ООО «Жемчуг» вынесено определение о возбуждении дела № 396-243р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 25.09.2014 года.
ООО «Жемчуг» были предоставлены документы от 24.09.2014 б/н. В письменном объяснении от 24.09.2014 ООО «Жемчуг» сообщило следующее: «Все условия акций действующих на момент совершения покупки доводятся до покупателя в надлежащей форме: обязательное размещение в уголке потребителя условий проведения акций, утвержденных и разработанных лично директором ООО «Жемчуг»; обязательное условие информирование продавцами покупателей до момента осуществления потребителем выбора изделий с пояснением и расчетами, для того, чтобы покупатель смог четко определить какая из действующей на момент покупки акций для него более выгодна и какая из акций на какой ассортимент изделий распространяется. Таким образом, до потребителей доносится достоверная информация о проводимых акциях в полном объеме. Все условия акций прописываются подробно для того, чтобы не вводить потенциальных покупателей в заблуждение. Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что за время проведения спорной акции не поступило ни одной жалобы от покупателей на недостоверность данной рекламы, и вообще за период работы ООО «Жемчуг», не было ни одной жалобы от потребителей на нарушение их прав. Я, как директор ООО «Жемчуг», разрабатывая лично ролик по данной акции, а в дальнейшем заключая договор с ЗАО «Медиа Альянс» на размещение ролика на радиостанции «Авторадио» г. Россошь Воронежской области, не учла положения законодательства в рекламной сфере, так как не имею юридического образования, и юрист в штате отсутствует. Однако считаю, данное правонарушение в ролике малозначительным, так как отсутствуют негативные последствия. Кроме того все условия акции разъяснялись покупателю до совершения покупки. Довожу до вашего сведения: на данный момент мною изучен Федеральный закон «О рекламе», что в дальнейшем позволит избежать спорных ситуаций при проведении рекламных акций. Убедительно просим не применять к ООО «Жемчуг» штрафных санкций». На заседании Комиссии представитель ООО «Жемчуг» поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 24.09.2014 б/н.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Жемчуг» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Утвержденные ООО «Жемчуг» условия проведения акций в магазине «Яшма золото», находящемуся по адресу: г. Россошь, площадь Октябрьская, д. 18-А с 01 марта по 31 марта 2014 года представлены по запросу Воронежского УФАС России (письмо от 24.09.2014 года б/н).
В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения»: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а».
При этом в утвержденных условиях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» содержится следующая информация:
1. Акция 2=1: участвуют ВСЕ украшения - изделия с бриллиантами, изделия из золота и серебра за исключением изделий с красной биркой, 375 пробы и часов. В подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то доплата разрешается). Если по акции 2=1 клиент отказывается от подарка, тогда на покупаемые украшения клиенту дается дополнительная скидка – 20% от стоимости выбираемого изделия.
2. На украшения с красной биркой – дополнительная скидка 15%: участвуют все украшения с красной биркой, включая 375 пробу.
3. Выгодный обмен от 1000 до 1436 р/гр.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Следовательно, отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о перечне товаров, не участвующих в акции, в частности, товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также отсутствие информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату) формирует у потребителей рекламы искаженное представление об условиях приобретения товара, поскольку из буквального восприятия рекламы следует, что акция «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» распространяется на весь ассортимент магазина «Яшма Золото».
Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации об ограничениях акции «2 по цене 1 на все ювелирные украшения» могло существенно повлиять на выбор потенциальных потребителей при покупке определенных товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе части существенной информации об условиях приобретения товара, а именно не указан перечень товаров, не участвующих в акции, в частности товары с «красной биркой», товары 375 пробы, часы, а также не указана информации о том, что в подарок можно выбрать одно или несколько украшений на сумму до 50% от стоимости основного приобретаемого украшения, на выбор из ассортимента участвующего в акции (если стоимость выбранного украшения или украшений превышает 50% от стоимости основного, то необходимо произвести доплату), что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести товары в магазинах Яшма Золото.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО «Жемчуг» является рекламодателем вышеуказанной рекламы, что подтверждается предоставленными по запросу Воронежского УФАС России документами (Договор от 06.03.2014 года  № 06032014/4.1; Приложение № 1 к договору № 06032014/4.1 от 06.03.2014 года; Платежное поручение от 13.03.2014 № 54; Акт от 30.03.2014 года № 02322; Акт от 30.03.2014 года № 02323 Оригинал-макет рекламы).
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Жемчуг».
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Яшма Золото представляет акция 2 по цене 1 на все ювелирные украшения подробности по адресу г. Россошь площадь Октябрьская, 18а», распространенную в период с 07 марта по 30 марта 2014 года в эфире радиостанции «Авторадио» РТПС г. Россошь, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Жемчуг» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 396-243р [format] => [safe_value] => 396-243р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жемчуг» части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жемчуг» части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 06:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-25 06:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412319684 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )