Решение от 08.08.2014 года по делу №324-190р

Номер дела: 324-190р
Дата публикации: 12 августа 2014, 14:06

РЕШЕНИЕ № 324-190р
08 августа 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 324-190р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Новые оконные технологии» (г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 18, ИНН 3665074960, далее – ООО «Новые оконные технологии») и Обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 1, оф. 417, ИНН 3666160860, далее – ООО «Дельта») требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «Дельта» – <…>,
в отсутствии представителя ООО «Новые оконные технологии», установила:
С «01» апреля 2014 года по «15» мая 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа от 17 марта 2014 года № 50 <…> управления Воронежского УФАС России <…> была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Дельта».
Предметом проверки являлось соблюдение ООО «Дельта» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки Воронежским УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с предоставленными в т.ч. ООО «Дельта» материалами в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская) размещалась информация следующего содержания:
«ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../» (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: товар - пластиковые окна и двери,  финансовые услуги – кредит и рассрочка, продавец – ООО «Новые оконные технологии».
23.07.2014 в отношении ООО «Новые оконные технологии» вынесено определение о возбуждении дела № 324-190р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 15 минут (мск) 08.08.2014.
08.08.2014 в ходе рассмотрения дела № 324-190р представитель ООО «Дельта» факт нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» признал.
Ознакомившись с материалами дела № 324-190р, изучив устные и письменные объяснения представителя Общества, предоставленные им документы Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
На основании системного анализа пунктов 2 и 6 ФЗ «О защите конкуренции» можно сделать вывод, что кредит является финансовой услугой.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Из документов, предоставленных ООО «Новые оконные технологии» следует, что лицом, оказывающим услуги по кредитованию клиентов ООО «Новые оконные технологии», является ОАО «АЛЬФА-БАНК».
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется/лась с нарушениями требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит  потенциальных клиентов ООО «Новые оконные технологии» в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется\лась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ООО «Новые оконные технологии», что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рассматриваемой рекламы, а также из договора № 773 от 14 мая 2013 года, заключенного между ООО «Новые оконные технологии» и ООО «Дельта», следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Новые оконные технологии».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Акты № 651 и 659 подтверждает отсутствие претензий ООО «Новые оконные технологии» к ООО «Дельта» по объему, качеству и срокам оказания услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе проведения Воронежским УФАС России плановой документарной проверки установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Дельта».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Дельта» и ООО «Новые оконные технологии».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../», распространенную в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Новые оконные технологии» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
3. Выдать ООО «Дельта» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 14146 [uid] => 5 [title] => Решение от 08.08.2014 года по делу №324-190р [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14146 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414580994 [changed] => 1414580994 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414580994 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 324-190р
08 августа 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 324-190р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Новые оконные технологии» (г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 18, ИНН 3665074960, далее – ООО «Новые оконные технологии») и Обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 1, оф. 417, ИНН 3666160860, далее – ООО «Дельта») требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «Дельта» – <…>,
в отсутствии представителя ООО «Новые оконные технологии», установила:
С «01» апреля 2014 года по «15» мая 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа от 17 марта 2014 года № 50 <…> управления Воронежского УФАС России <…> была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Дельта».
Предметом проверки являлось соблюдение ООО «Дельта» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки Воронежским УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с предоставленными в т.ч. ООО «Дельта» материалами в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская) размещалась информация следующего содержания:
«ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../» (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: товар - пластиковые окна и двери,  финансовые услуги – кредит и рассрочка, продавец – ООО «Новые оконные технологии».
23.07.2014 в отношении ООО «Новые оконные технологии» вынесено определение о возбуждении дела № 324-190р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 15 минут (мск) 08.08.2014.
08.08.2014 в ходе рассмотрения дела № 324-190р представитель ООО «Дельта» факт нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» признал.
Ознакомившись с материалами дела № 324-190р, изучив устные и письменные объяснения представителя Общества, предоставленные им документы Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
На основании системного анализа пунктов 2 и 6 ФЗ «О защите конкуренции» можно сделать вывод, что кредит является финансовой услугой.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Из документов, предоставленных ООО «Новые оконные технологии» следует, что лицом, оказывающим услуги по кредитованию клиентов ООО «Новые оконные технологии», является ОАО «АЛЬФА-БАНК».
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется/лась с нарушениями требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит  потенциальных клиентов ООО «Новые оконные технологии» в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется\лась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ООО «Новые оконные технологии», что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рассматриваемой рекламы, а также из договора № 773 от 14 мая 2013 года, заключенного между ООО «Новые оконные технологии» и ООО «Дельта», следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Новые оконные технологии».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Акты № 651 и 659 подтверждает отсутствие претензий ООО «Новые оконные технологии» к ООО «Дельта» по объему, качеству и срокам оказания услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе проведения Воронежским УФАС России плановой документарной проверки установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Дельта».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Дельта» и ООО «Новые оконные технологии».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../», распространенную в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Новые оконные технологии» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
3. Выдать ООО «Дельта» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 324-190р
08 августа 2014 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 324-190р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Новые оконные технологии» (г. Воронеж, ул. Дорожная, д. 18, ИНН 3665074960, далее – ООО «Новые оконные технологии») и Обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 1, оф. 417, ИНН 3666160860, далее – ООО «Дельта») требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «Дельта» – <…>,
в отсутствии представителя ООО «Новые оконные технологии», установила:
С «01» апреля 2014 года по «15» мая 2014 года по адресу г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 72 на основании приказа от 17 марта 2014 года № 50 <…> управления Воронежского УФАС России <…> была проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Дельта».
Предметом проверки являлось соблюдение ООО «Дельта» требований ФЗ «О рекламе».
В ходе проведения проверки Воронежским УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с предоставленными в т.ч. ООО «Дельта» материалами в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская) размещалась информация следующего содержания:
«ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../» (далее - рассматриваемая информация).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются: товар - пластиковые окна и двери,  финансовые услуги – кредит и рассрочка, продавец – ООО «Новые оконные технологии».
23.07.2014 в отношении ООО «Новые оконные технологии» вынесено определение о возбуждении дела № 324-190р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 15 минут (мск) 08.08.2014.
08.08.2014 в ходе рассмотрения дела № 324-190р представитель ООО «Дельта» факт нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» признал.
Ознакомившись с материалами дела № 324-190р, изучив устные и письменные объяснения представителя Общества, предоставленные им документы Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
На основании системного анализа пунктов 2 и 6 ФЗ «О защите конкуренции» можно сделать вывод, что кредит является финансовой услугой.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на кредит, следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Из документов, предоставленных ООО «Новые оконные технологии» следует, что лицом, оказывающим услуги по кредитованию клиентов ООО «Новые оконные технологии», является ОАО «АЛЬФА-БАНК».
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется/лась с нарушениями требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит  потенциальных клиентов ООО «Новые оконные технологии» в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется\лась с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ООО «Новые оконные технологии», что не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рассматриваемой рекламы, а также из договора № 773 от 14 мая 2013 года, заключенного между ООО «Новые оконные технологии» и ООО «Дельта», следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Новые оконные технологии».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Акты № 651 и 659 подтверждает отсутствие претензий ООО «Новые оконные технологии» к ООО «Дельта» по объему, качеству и срокам оказания услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе проведения Воронежским УФАС России плановой документарной проверки установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Дельта».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Дельта» и ООО «Новые оконные технологии».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ООО Новые Оконные Технологии. Пластиковые окна и двери. Ул. Дорожная 18. КРЕДИТ. Заключение договора возможно на дому. РАССРОЧКА/.../», распространенную в период с 01.07.13 по 15.07.2013 на стендах в лифтах жилых домов в зоне 8 (Советская) и с 01.08.13 по 15.08.2013 в зоне 9 (Ленинская), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Новые оконные технологии» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
3. Выдать ООО «Дельта» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы полного фирменного наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу (кредитование).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 324-190р [format] => [safe_value] => 324-190р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Новые оконные технологии» и Обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Новые оконные технологии» и Обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-12 10:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-08 10:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414580994 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )