Решение от 25.11.2009 года по делу № 209-11К

Дата публикации: 25 ноября 2009, 03:00

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства
25 ноября 2009 г. г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Воронежское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело № 209-11К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Учебно информационный центр» (далее ООО «УИЦ», ул. Свободы, 199, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «ЦТО «Электрон-сервис» (далее ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ул. Третьяковская, 6, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее ООО «Терминал», ул. Народная, 42, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) и Обществом с ограниченной ответственностью «Корунд» (далее ООО «Корунд»,  Северный мик-н, д. 7, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии от:
ООО «УИЦ» – <...> (доверенность № 000033 от 10.11.2009 г.),
ООО «ЦТО «Электрон-сервис» – <...> (доверенность № 1 от 10.11.2009 г.),
ООО «Терминал» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),
ООО «Корунд» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),

У С Т А Н О В И Л А:
 
01.10.2009г. на основании приказа «О проведении контрольного мероприятия»  от 29.09.2009 г № 152 Управлением проведено контрольное мероприятие в отношении ООО «Учебно-информационный центр» (местонахождение – Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Свободы, 199 ). По результатам контрольного мероприятия Управлением был составлен акт от 19.10.2009 г. № 152 в котором установлено, что 03.12.2008 г. ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» заключили соглашение следующего содержания:
«Мы, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», являясь центрами технического обслуживания ККМ, в дальнейшем в своей работе договорились неукоснительно руководствоваться действующим законодательством о применении ККМ в РФ и в частности «Положением о прядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в РФ».
Выше перечисленные ЦТО обязуются в следующем:
- установить с 3 декабря 2008 г., для вновь вводимых в эксплуатацию ККМ, при перерегистрации или смене ЦТО, а для остальных с 1 января 2009 г., размер оплаты за техническое обслуживание ККМ, с учетом местных особенностей, в пределах 90 % от средней величины данного показателя по г. Воронежу, т.е. на данный момент 200 рублей для клиентов, имеющих более десяти работающих ККМ, 230 рублей – более 5 ККМ, для остальных 250 рублей, фискальных регистраторов – 300 рублей;
- осуществлять продажу ККМ потребителям по цене не ниже рекомендованной розничной цены завода-изготовителя, при этом возможные скидки: 5% при продаже сразу пяти ККМ одному покупателю, 10% при продаже сразу десяти ККМ одному покупателю;
- при переходе клиента от одного ЦТО к другому, принимающий ЦТО обязан потребовать от клиента справку о расторжении договора на обслуживание ККМ от предыдущего ЦТО;
- установить цену за замену ЭКЛЗ в размере 7500;
- установить цену за ввод в эксплуатацию ККМ – 500 руб.;
- установить цену за проведение экспертизы ККМ, приобретенного у стороннего продавца в размере 800 руб.
Примечание: обеспечение доставки техники решает каждый ЦТО самостоятельно исходя из материальных и финансовых возможностей».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
По результатам контрольного мероприятия, Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  соглашения от 03.12.2008 г. (далее Соглашение) было принято решение о возбуждении в отношении ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 21.10.2009 г. № 163 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.11.2009 г. в 11ч. 11 мин.
Как было заявлено представителями ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» на заседании Комиссии Управления цель заключения Соглашения – повышение цен за оказанные центрами технического обслуживания услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольных кассовых машин (далее ККМ).
В ходе рассмотрения настоящего дела была предоставлена информация о том, что 09.10.2009 г. указанные лица заключили новое соглашение, в соответствии с которым, Соглашение, названные лица считают недействительным с момента его подписания.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы данных лиц, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд» по заключению Соглашения признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит к установлению цен  на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ, в силу следующих обстоятельств.
При рассмотрении настоящего дела, в целях оценки влияния Соглашения на конкуренцию, проведено исследование (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на котором действуют указанные хозяйствующие субъекты, по результатам которого установлено следующее.
Временным периодом исследования указанного рынка, с учетом даты заключения Соглашения, определен фактический период действия соглашения с 03.12.2008 г. до момента рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Целью исследования рынка услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ является установление при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства влияния, которое оказывает Соглашение на конкуренцию.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 14 приказа Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее Порядок), предварительное определение товара может быть проведено на основании: условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Согласно условиям Соглашения, заключенного между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», а также условий договоров на продажу, ремонт и техническое обслуживание, заключенных указанными хозяйствующими субъектами со своими потребителями, каждый из этих хозяйствующих субъектов оказывает услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Учитывая изложенное, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность и целесообразность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Согласно информации, полученной от ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», данные хозяйствующие субъекты оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах административных границ следующих муниципальных районов Воронежской области:
   - Борисоглебский муниципальный район;
   - Терновский муниципальный район;
   - Поворинский муниципальный район;
   - Грибановский муниципальный район;
   - Новохоперский муниципальный район;
   - Калачеевский муниципальный район.
В связи с этим, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах географических границ, совпадающих с административными границами выше перечисленных муниципальных районов Воронежской области.
С учетом изложенного, географическими границами исследуемого товарного рынка является территория Воронежской области, ограниченная территорией Борисоглебского, Терновского, Поворинского, Грибановского, Новохоперского, Калачеевского районов.
Таким образом, на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию в границах выше перечисленных муниципальных районов, указанные хозяйствующие субъекты, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ должны конкурировать между собой, то есть соперничать, действуя при этом на ранке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ самостоятельно, в том числе и при установлении цен за оказанные данными хозяйствующими субъектами услуги.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что условия Соглашения содержат признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», а именно определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами и отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Исходя из анализа условий Соглашения, предусматривающих обязанности ЦТО, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», заключив указанное соглашение, указанные лица:
   - определили общие условия обращения услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ на соответствующем товарном рынке путем установления между собой единой ценовой политики;
   - отказались от самостоятельных действий по установлению цен на свои услуги на соответствующем товарном рынке,
что является в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции.
Конкуренция, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соглашение, заключенное между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд», направлено на ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), так как установление фиксированных цен за оказываемые услуги по данному Соглашению, исключает возможность самостоятельных действий на товарном рынке каждого из указанных хозяйствующих субъектов, тем самым ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» в одностороннем порядке воздействуют на общие условия ценовой политики на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Таким образом, при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», подтверждаются указанными обстоятельствами.
Ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах муниципальных районов) выражается в: установлении Соглашением цен за оказанные услуги ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» на данном товарном рынке, что прямо запрещено ч. 1 ст. 11ФЗ «О защите конкуренции».
Доводы ООО «УИЦ» о том, что Соглашение не исполнялось, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В частности, в материалах дела имеются счета-фактуры, подтверждающие факты исполнения Соглашения, а именно: счет-фактура 01840 от 08.10.2009 г., счет-фактура 01863 от 12.10.2009 г., счет-фактура 01867 от 13.10.2009 г., счет-фактура 01904 от 21.10.2009 г., выставленные ООО «ЦТО «Электрон-сервис» своим потребителям за оказанные услуги; счет-фактура № 271 от 27.02.2009 г. выставленные ООО «Терминал» за оказанные услуги. При этом цены указанные в данных счетах-фактурах полностью соответствуют ценам зафиксированным в Соглашении.
Помимо этого, одним из участников Соглашения в адрес своего контрагентов были направленны информационное письма следующего содержания:
«В соответствии с оговоренными условиями по договору за техническое обслуживание контрольно-кассовой техники Вашей организации ООО «УИЦ» договор пролонгируется и признается действующим на 2009 г. (Гражданский кодекс РФ – часть 1).
ООО «УИЦ» информирует Вас о том, что Объединение ЦТО контрольно-кассовой техники Воронежской области выработала единую ценовую политику всех ЦТО Цены пересмотрены в сторону увеличения. В соответствии с этими требованиями между ООО «УИЦ», ООО «Терминал», ООО «Корунд», ООО «ЦТО «Электрон-сервис» заключено соглашение и определены следующие цены:
200 руб. в месяц для клиентов, имеющих более 10 работающих ККМ;
230 руб. в месяц – от 5 ККМ до 10;
250 руб. в месяц – до 5 ККМ;
300 руб. в месяц – с фискальными регистрами;
9500 руб. за замену ЭКЛЗ.
Все финансовые вопросы по оплате услуг, доставке техники для ремонта и отправке после ремонта по назначению, постановке на учет и ввод в эксплуатацию и др. могут решаться дополнительными договоренностями.
Мы и дальше будем стремиться в работе к взаимному пониманию и повышению качества услуг.»
Как усматривается из указанных информационных писем, ООО «УИЦ» устанавливает для своих потребителей цены на свои услуги в полном соответствии с ценами зафиксированными в Соглашении.
Также в ходе рассмотрения дела представители ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд», ООО «Терминал» подтвердили факты исполнения Соглашения.
Указанные доказательства, свидетельствуют не только о заключении ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ Соглашения, но и о реальном исполнении указанного Соглашения.
В связи с этим, доводы ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» о заключении 09.10.2009 г. соглашения о недействительности Соглашения, учитывая выше указанные обстоятельства, не могут быть приняты Комиссией управления во внимание.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм, соглашение может быть признано недействительным только судом. Лица заключившие какое-либо соглашение не в праве признать такое соглашение недействительным вне судебного порядка.
Как установлено в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ни один из участников Соглашения не обращался в суд с требованием о признании данного Соглашения недействительным, в связи с чем, Соглашение продолжает действовать и на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доказательств того, что участники Соглашения возвратили все полученное по данному Соглашению, то есть применили последствия недействительности сделки, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. не предоставлено.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», по заключению ограничивающего конкуренцию Соглашения, которое приводит к установлению цен на услуги по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на территории Воронежской области (в пределах муниципальных районов), являются нарушением ч.1 ст.11 ФЗ «О Защите конкуренции».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «а», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний:о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал», ООО «Корунд» по заключению соглашения от 03.12.2008г. (б/н) нарушением части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении соглашения на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), которое привело к установлению цен на данном товарном рынке.
2. Выдать ООО «УИЦ» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО «УИЦ» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
7. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
8. Выдать ООО «Терминал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
9. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
stdClass Object ( [vid] => 7678 [uid] => 1 [title] => Решение от 25.11.2009 года по делу № 209-11К [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7678 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства
25 ноября 2009 г. г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Воронежское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело № 209-11К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Учебно информационный центр» (далее ООО «УИЦ», ул. Свободы, 199, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «ЦТО «Электрон-сервис» (далее ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ул. Третьяковская, 6, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее ООО «Терминал», ул. Народная, 42, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) и Обществом с ограниченной ответственностью «Корунд» (далее ООО «Корунд»,  Северный мик-н, д. 7, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии от:
ООО «УИЦ» – <...> (доверенность № 000033 от 10.11.2009 г.),
ООО «ЦТО «Электрон-сервис» – <...> (доверенность № 1 от 10.11.2009 г.),
ООО «Терминал» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),
ООО «Корунд» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),

У С Т А Н О В И Л А:
 
01.10.2009г. на основании приказа «О проведении контрольного мероприятия»  от 29.09.2009 г № 152 Управлением проведено контрольное мероприятие в отношении ООО «Учебно-информационный центр» (местонахождение – Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Свободы, 199 ). По результатам контрольного мероприятия Управлением был составлен акт от 19.10.2009 г. № 152 в котором установлено, что 03.12.2008 г. ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» заключили соглашение следующего содержания:
«Мы, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», являясь центрами технического обслуживания ККМ, в дальнейшем в своей работе договорились неукоснительно руководствоваться действующим законодательством о применении ККМ в РФ и в частности «Положением о прядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в РФ».
Выше перечисленные ЦТО обязуются в следующем:
- установить с 3 декабря 2008 г., для вновь вводимых в эксплуатацию ККМ, при перерегистрации или смене ЦТО, а для остальных с 1 января 2009 г., размер оплаты за техническое обслуживание ККМ, с учетом местных особенностей, в пределах 90 % от средней величины данного показателя по г. Воронежу, т.е. на данный момент 200 рублей для клиентов, имеющих более десяти работающих ККМ, 230 рублей – более 5 ККМ, для остальных 250 рублей, фискальных регистраторов – 300 рублей;
- осуществлять продажу ККМ потребителям по цене не ниже рекомендованной розничной цены завода-изготовителя, при этом возможные скидки: 5% при продаже сразу пяти ККМ одному покупателю, 10% при продаже сразу десяти ККМ одному покупателю;
- при переходе клиента от одного ЦТО к другому, принимающий ЦТО обязан потребовать от клиента справку о расторжении договора на обслуживание ККМ от предыдущего ЦТО;
- установить цену за замену ЭКЛЗ в размере 7500;
- установить цену за ввод в эксплуатацию ККМ – 500 руб.;
- установить цену за проведение экспертизы ККМ, приобретенного у стороннего продавца в размере 800 руб.
Примечание: обеспечение доставки техники решает каждый ЦТО самостоятельно исходя из материальных и финансовых возможностей».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
По результатам контрольного мероприятия, Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  соглашения от 03.12.2008 г. (далее Соглашение) было принято решение о возбуждении в отношении ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 21.10.2009 г. № 163 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.11.2009 г. в 11ч. 11 мин.
Как было заявлено представителями ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» на заседании Комиссии Управления цель заключения Соглашения – повышение цен за оказанные центрами технического обслуживания услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольных кассовых машин (далее ККМ).
В ходе рассмотрения настоящего дела была предоставлена информация о том, что 09.10.2009 г. указанные лица заключили новое соглашение, в соответствии с которым, Соглашение, названные лица считают недействительным с момента его подписания.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы данных лиц, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд» по заключению Соглашения признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит к установлению цен  на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ, в силу следующих обстоятельств.
При рассмотрении настоящего дела, в целях оценки влияния Соглашения на конкуренцию, проведено исследование (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на котором действуют указанные хозяйствующие субъекты, по результатам которого установлено следующее.
Временным периодом исследования указанного рынка, с учетом даты заключения Соглашения, определен фактический период действия соглашения с 03.12.2008 г. до момента рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Целью исследования рынка услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ является установление при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства влияния, которое оказывает Соглашение на конкуренцию.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 14 приказа Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее Порядок), предварительное определение товара может быть проведено на основании: условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Согласно условиям Соглашения, заключенного между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», а также условий договоров на продажу, ремонт и техническое обслуживание, заключенных указанными хозяйствующими субъектами со своими потребителями, каждый из этих хозяйствующих субъектов оказывает услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Учитывая изложенное, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность и целесообразность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Согласно информации, полученной от ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», данные хозяйствующие субъекты оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах административных границ следующих муниципальных районов Воронежской области:
   - Борисоглебский муниципальный район;
   - Терновский муниципальный район;
   - Поворинский муниципальный район;
   - Грибановский муниципальный район;
   - Новохоперский муниципальный район;
   - Калачеевский муниципальный район.
В связи с этим, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах географических границ, совпадающих с административными границами выше перечисленных муниципальных районов Воронежской области.
С учетом изложенного, географическими границами исследуемого товарного рынка является территория Воронежской области, ограниченная территорией Борисоглебского, Терновского, Поворинского, Грибановского, Новохоперского, Калачеевского районов.
Таким образом, на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию в границах выше перечисленных муниципальных районов, указанные хозяйствующие субъекты, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ должны конкурировать между собой, то есть соперничать, действуя при этом на ранке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ самостоятельно, в том числе и при установлении цен за оказанные данными хозяйствующими субъектами услуги.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что условия Соглашения содержат признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», а именно определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами и отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Исходя из анализа условий Соглашения, предусматривающих обязанности ЦТО, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», заключив указанное соглашение, указанные лица:
   - определили общие условия обращения услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ на соответствующем товарном рынке путем установления между собой единой ценовой политики;
   - отказались от самостоятельных действий по установлению цен на свои услуги на соответствующем товарном рынке,
что является в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции.
Конкуренция, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соглашение, заключенное между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд», направлено на ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), так как установление фиксированных цен за оказываемые услуги по данному Соглашению, исключает возможность самостоятельных действий на товарном рынке каждого из указанных хозяйствующих субъектов, тем самым ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» в одностороннем порядке воздействуют на общие условия ценовой политики на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Таким образом, при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», подтверждаются указанными обстоятельствами.
Ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах муниципальных районов) выражается в: установлении Соглашением цен за оказанные услуги ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» на данном товарном рынке, что прямо запрещено ч. 1 ст. 11ФЗ «О защите конкуренции».
Доводы ООО «УИЦ» о том, что Соглашение не исполнялось, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В частности, в материалах дела имеются счета-фактуры, подтверждающие факты исполнения Соглашения, а именно: счет-фактура 01840 от 08.10.2009 г., счет-фактура 01863 от 12.10.2009 г., счет-фактура 01867 от 13.10.2009 г., счет-фактура 01904 от 21.10.2009 г., выставленные ООО «ЦТО «Электрон-сервис» своим потребителям за оказанные услуги; счет-фактура № 271 от 27.02.2009 г. выставленные ООО «Терминал» за оказанные услуги. При этом цены указанные в данных счетах-фактурах полностью соответствуют ценам зафиксированным в Соглашении.
Помимо этого, одним из участников Соглашения в адрес своего контрагентов были направленны информационное письма следующего содержания:
«В соответствии с оговоренными условиями по договору за техническое обслуживание контрольно-кассовой техники Вашей организации ООО «УИЦ» договор пролонгируется и признается действующим на 2009 г. (Гражданский кодекс РФ – часть 1).
ООО «УИЦ» информирует Вас о том, что Объединение ЦТО контрольно-кассовой техники Воронежской области выработала единую ценовую политику всех ЦТО Цены пересмотрены в сторону увеличения. В соответствии с этими требованиями между ООО «УИЦ», ООО «Терминал», ООО «Корунд», ООО «ЦТО «Электрон-сервис» заключено соглашение и определены следующие цены:
200 руб. в месяц для клиентов, имеющих более 10 работающих ККМ;
230 руб. в месяц – от 5 ККМ до 10;
250 руб. в месяц – до 5 ККМ;
300 руб. в месяц – с фискальными регистрами;
9500 руб. за замену ЭКЛЗ.
Все финансовые вопросы по оплате услуг, доставке техники для ремонта и отправке после ремонта по назначению, постановке на учет и ввод в эксплуатацию и др. могут решаться дополнительными договоренностями.
Мы и дальше будем стремиться в работе к взаимному пониманию и повышению качества услуг.»
Как усматривается из указанных информационных писем, ООО «УИЦ» устанавливает для своих потребителей цены на свои услуги в полном соответствии с ценами зафиксированными в Соглашении.
Также в ходе рассмотрения дела представители ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд», ООО «Терминал» подтвердили факты исполнения Соглашения.
Указанные доказательства, свидетельствуют не только о заключении ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ Соглашения, но и о реальном исполнении указанного Соглашения.
В связи с этим, доводы ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» о заключении 09.10.2009 г. соглашения о недействительности Соглашения, учитывая выше указанные обстоятельства, не могут быть приняты Комиссией управления во внимание.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм, соглашение может быть признано недействительным только судом. Лица заключившие какое-либо соглашение не в праве признать такое соглашение недействительным вне судебного порядка.
Как установлено в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ни один из участников Соглашения не обращался в суд с требованием о признании данного Соглашения недействительным, в связи с чем, Соглашение продолжает действовать и на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доказательств того, что участники Соглашения возвратили все полученное по данному Соглашению, то есть применили последствия недействительности сделки, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. не предоставлено.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», по заключению ограничивающего конкуренцию Соглашения, которое приводит к установлению цен на услуги по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на территории Воронежской области (в пределах муниципальных районов), являются нарушением ч.1 ст.11 ФЗ «О Защите конкуренции».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «а», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний:о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал», ООО «Корунд» по заключению соглашения от 03.12.2008г. (б/н) нарушением части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении соглашения на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), которое привело к установлению цен на данном товарном рынке.
2. Выдать ООО «УИЦ» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО «УИЦ» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
7. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
8. Выдать ООО «Терминал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
9. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства
25 ноября 2009 г. г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Воронежское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело № 209-11К по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Учебно информационный центр» (далее ООО «УИЦ», ул. Свободы, 199, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «ЦТО «Электрон-сервис» (далее ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ул. Третьяковская, 6, г. Борисоглебск, Воронежская область, 397160), Обществом с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее ООО «Терминал», ул. Народная, 42, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) и Обществом с ограниченной ответственностью «Корунд» (далее ООО «Корунд»,  Северный мик-н, д. 7, г. Борисоглебск, Воронежская область, 367160) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии от:
ООО «УИЦ» – <...> (доверенность № 000033 от 10.11.2009 г.),
ООО «ЦТО «Электрон-сервис» – <...> (доверенность № 1 от 10.11.2009 г.),
ООО «Терминал» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),
ООО «Корунд» – <...> (доверенность № б/н от 10.11.2009 г.),

У С Т А Н О В И Л А:
 
01.10.2009г. на основании приказа «О проведении контрольного мероприятия»  от 29.09.2009 г № 152 Управлением проведено контрольное мероприятие в отношении ООО «Учебно-информационный центр» (местонахождение – Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Свободы, 199 ). По результатам контрольного мероприятия Управлением был составлен акт от 19.10.2009 г. № 152 в котором установлено, что 03.12.2008 г. ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» заключили соглашение следующего содержания:
«Мы, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», являясь центрами технического обслуживания ККМ, в дальнейшем в своей работе договорились неукоснительно руководствоваться действующим законодательством о применении ККМ в РФ и в частности «Положением о прядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в РФ».
Выше перечисленные ЦТО обязуются в следующем:
- установить с 3 декабря 2008 г., для вновь вводимых в эксплуатацию ККМ, при перерегистрации или смене ЦТО, а для остальных с 1 января 2009 г., размер оплаты за техническое обслуживание ККМ, с учетом местных особенностей, в пределах 90 % от средней величины данного показателя по г. Воронежу, т.е. на данный момент 200 рублей для клиентов, имеющих более десяти работающих ККМ, 230 рублей – более 5 ККМ, для остальных 250 рублей, фискальных регистраторов – 300 рублей;
- осуществлять продажу ККМ потребителям по цене не ниже рекомендованной розничной цены завода-изготовителя, при этом возможные скидки: 5% при продаже сразу пяти ККМ одному покупателю, 10% при продаже сразу десяти ККМ одному покупателю;
- при переходе клиента от одного ЦТО к другому, принимающий ЦТО обязан потребовать от клиента справку о расторжении договора на обслуживание ККМ от предыдущего ЦТО;
- установить цену за замену ЭКЛЗ в размере 7500;
- установить цену за ввод в эксплуатацию ККМ – 500 руб.;
- установить цену за проведение экспертизы ККМ, приобретенного у стороннего продавца в размере 800 руб.
Примечание: обеспечение доставки техники решает каждый ЦТО самостоятельно исходя из материальных и финансовых возможностей».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
По результатам контрольного мероприятия, Управлением, с учетом выявленных  признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», при заключении  соглашения от 03.12.2008 г. (далее Соглашение) было принято решение о возбуждении в отношении ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 21.10.2009 г. № 163 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).
Рассмотрение дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.11.2009 г. в 11ч. 11 мин.
Как было заявлено представителями ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд» и ООО «Терминал» на заседании Комиссии Управления цель заключения Соглашения – повышение цен за оказанные центрами технического обслуживания услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольных кассовых машин (далее ККМ).
В ходе рассмотрения настоящего дела была предоставлена информация о том, что 09.10.2009 г. указанные лица заключили новое соглашение, в соответствии с которым, Соглашение, названные лица считают недействительным с момента его подписания.
Изучив материалы дела и доказательства, предоставленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы данных лиц, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд» по заключению Соглашения признаков нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит к установлению цен  на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ, в силу следующих обстоятельств.
При рассмотрении настоящего дела, в целях оценки влияния Соглашения на конкуренцию, проведено исследование (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на котором действуют указанные хозяйствующие субъекты, по результатам которого установлено следующее.
Временным периодом исследования указанного рынка, с учетом даты заключения Соглашения, определен фактический период действия соглашения с 03.12.2008 г. до момента рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Целью исследования рынка услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ является установление при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства влияния, которое оказывает Соглашение на конкуренцию.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 14 приказа Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее Порядок), предварительное определение товара может быть проведено на основании: условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Согласно условиям Соглашения, заключенного между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», а также условий договоров на продажу, ремонт и техническое обслуживание, заключенных указанными хозяйствующими субъектами со своими потребителями, каждый из этих хозяйствующих субъектов оказывает услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Учитывая изложенное, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность и целесообразность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.
Согласно информации, полученной от ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», данные хозяйствующие субъекты оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах административных границ следующих муниципальных районов Воронежской области:
   - Борисоглебский муниципальный район;
   - Терновский муниципальный район;
   - Поворинский муниципальный район;
   - Грибановский муниципальный район;
   - Новохоперский муниципальный район;
   - Калачеевский муниципальный район.
В связи с этим, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» оказывают услуги по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ в пределах географических границ, совпадающих с административными границами выше перечисленных муниципальных районов Воронежской области.
С учетом изложенного, географическими границами исследуемого товарного рынка является территория Воронежской области, ограниченная территорией Борисоглебского, Терновского, Поворинского, Грибановского, Новохоперского, Калачеевского районов.
Таким образом, на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию в границах выше перечисленных муниципальных районов, указанные хозяйствующие субъекты, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ должны конкурировать между собой, то есть соперничать, действуя при этом на ранке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ самостоятельно, в том числе и при установлении цен за оказанные данными хозяйствующими субъектами услуги.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что условия Соглашения содержат признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», а именно определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами и отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Исходя из анализа условий Соглашения, предусматривающих обязанности ЦТО, ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд», заключив указанное соглашение, указанные лица:
   - определили общие условия обращения услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ на соответствующем товарном рынке путем установления между собой единой ценовой политики;
   - отказались от самостоятельных действий по установлению цен на свои услуги на соответствующем товарном рынке,
что является в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции.
Конкуренция, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соглашение, заключенное между ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд», направлено на ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), так как установление фиксированных цен за оказываемые услуги по данному Соглашению, исключает возможность самостоятельных действий на товарном рынке каждого из указанных хозяйствующих субъектов, тем самым ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал» и ООО «Корунд» в одностороннем порядке воздействуют на общие условия ценовой политики на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ.
Таким образом, при рассмотрении дела № 209-11К о нарушении антимонопольного законодательства признаки ограничения конкуренции, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», подтверждаются указанными обстоятельствами.
Ограничение конкуренции на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах муниципальных районов) выражается в: установлении Соглашением цен за оказанные услуги ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» на данном товарном рынке, что прямо запрещено ч. 1 ст. 11ФЗ «О защите конкуренции».
Доводы ООО «УИЦ» о том, что Соглашение не исполнялось, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В частности, в материалах дела имеются счета-фактуры, подтверждающие факты исполнения Соглашения, а именно: счет-фактура 01840 от 08.10.2009 г., счет-фактура 01863 от 12.10.2009 г., счет-фактура 01867 от 13.10.2009 г., счет-фактура 01904 от 21.10.2009 г., выставленные ООО «ЦТО «Электрон-сервис» своим потребителям за оказанные услуги; счет-фактура № 271 от 27.02.2009 г. выставленные ООО «Терминал» за оказанные услуги. При этом цены указанные в данных счетах-фактурах полностью соответствуют ценам зафиксированным в Соглашении.
Помимо этого, одним из участников Соглашения в адрес своего контрагентов были направленны информационное письма следующего содержания:
«В соответствии с оговоренными условиями по договору за техническое обслуживание контрольно-кассовой техники Вашей организации ООО «УИЦ» договор пролонгируется и признается действующим на 2009 г. (Гражданский кодекс РФ – часть 1).
ООО «УИЦ» информирует Вас о том, что Объединение ЦТО контрольно-кассовой техники Воронежской области выработала единую ценовую политику всех ЦТО Цены пересмотрены в сторону увеличения. В соответствии с этими требованиями между ООО «УИЦ», ООО «Терминал», ООО «Корунд», ООО «ЦТО «Электрон-сервис» заключено соглашение и определены следующие цены:
200 руб. в месяц для клиентов, имеющих более 10 работающих ККМ;
230 руб. в месяц – от 5 ККМ до 10;
250 руб. в месяц – до 5 ККМ;
300 руб. в месяц – с фискальными регистрами;
9500 руб. за замену ЭКЛЗ.
Все финансовые вопросы по оплате услуг, доставке техники для ремонта и отправке после ремонта по назначению, постановке на учет и ввод в эксплуатацию и др. могут решаться дополнительными договоренностями.
Мы и дальше будем стремиться в работе к взаимному пониманию и повышению качества услуг.»
Как усматривается из указанных информационных писем, ООО «УИЦ» устанавливает для своих потребителей цены на свои услуги в полном соответствии с ценами зафиксированными в Соглашении.
Также в ходе рассмотрения дела представители ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Корунд», ООО «Терминал» подтвердили факты исполнения Соглашения.
Указанные доказательства, свидетельствуют не только о заключении ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ Соглашения, но и о реальном исполнении указанного Соглашения.
В связи с этим, доводы ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд» о заключении 09.10.2009 г. соглашения о недействительности Соглашения, учитывая выше указанные обстоятельства, не могут быть приняты Комиссией управления во внимание.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм, соглашение может быть признано недействительным только судом. Лица заключившие какое-либо соглашение не в праве признать такое соглашение недействительным вне судебного порядка.
Как установлено в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ни один из участников Соглашения не обращался в суд с требованием о признании данного Соглашения недействительным, в связи с чем, Соглашение продолжает действовать и на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доказательств того, что участники Соглашения возвратили все полученное по данному Соглашению, то есть применили последствия недействительности сделки, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. не предоставлено.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», по заключению ограничивающего конкуренцию Соглашения, которое приводит к установлению цен на услуги по продаже, техническому обслуживанию и ремонту ККМ на территории Воронежской области (в пределах муниципальных районов), являются нарушением ч.1 ст.11 ФЗ «О Защите конкуренции».
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ООО «УИЦ», ООО «ЦТО» Электрон-сервис, ООО «Терминал», ООО «Корунд», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «а», «д» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции») для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний:о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, а также о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
Р Е Ш И Л А:
 
1. Признать действия ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал», ООО «Корунд» по заключению соглашения от 03.12.2008г. (б/н) нарушением части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении соглашения на рынке услуг по продаже, ремонту и техническому обслуживанию ККМ Воронежской области (в пределах границ муниципальных районов), которое привело к установлению цен на данном товарном рынке.
2. Выдать ООО «УИЦ» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершения действий направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО «УИЦ» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
7. Выдать ООО «ЦТО «Электрон-сервис» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
8. Выдать ООО «Терминал» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
9. Выдать ООО «Корунд» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело по признакам нарушения ООО «УИЦ», ООО «ЦТО «Электрон-сервис», ООО «Терминал» и ООО «Корунд части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия Воронежского УФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Воронежское УФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами и органами власти законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства в сфере электроэнергетики. Также Воронежское УФАС России осуществляет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-11-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )