Решение от 21.04.2010 года по делу № 267-14к/21к

Дата публикации: 21 апреля 2010, 18:50

РЕШЕНИЕ № 267-14к/21к
«21» апреля 2010 года                                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <...>,
члены Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 267-14к/21к, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Областной центр ритуальных услуг» (далее – ООО «Областной центр ритуальных услуг», Заявитель) в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» (г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 217) (далее – МУП «Спецкомбинат», Ответчик), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> и представителя МУП «Спецкомбинат» <...>, установила:
01.09.2009 в Воронежское УФАС России поступило заявление <...> ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> о распространении МУП «Спецкомбинат» ложных, порочащих деловую репутацию сведений о Заявителе в устных беседах с клиентами при оформлении заказов, путем публикаций в периодической прессе и телевизионных передачах регионального телевидения.
Из представленной Заявителем копии статьи, опубликованной в газете «МОЁ!» № 22(654) 29 мая - 4 июня 2009 г. под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ», следует: «… Сейчас в Воронеже более десятка фирм, занимающихся оказанием ритуальных услуг, хотя они имеют право продавать только атрибутику. Единая похоронная служба – это мы. (МУП «Спецкомбинат») /.../».
В процессе рассмотрения заявления 19.11.2009 исх. № 03-16/3288 Воронежским УФАС России у Заявителя истребована информация, необходимая для рассмотрения поступившего заявления.
25.11.2009 ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлены, в том числе, копии объяснительных диспетчеров ООО «Областной центр ритуальных услуг» и заявлений клиентов ООО «Областной центр ритуальных услуг», согласно которым МУП «Спецкомбинат» отказывает лицам, которые воспользовались товарами и услугами Заявителя, в оказании услуг по погребению, ссылаясь на то, что нужно приобретать товары и услуги МУП «Спецкомбинат», а ООО «Областной центр ритуальных услуг» – фирма «аферистов».
ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что действия МУП «Спецкомбинат» влияют на решение потенциальных клиентов о выборе организации по оказанию ритуальных услуг в пользу МУП «Спецкомбинат». Указанные действия МУП «Спецкомбинат» могут быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, могут нанести вред деловой репутации ООО «Областной центр ритуальных услуг» и тем самым могут причинить убытки конкуренту - ООО «Областной центр ритуальных услуг».
В соответствии с Приказом от 02.12.2009 № 226-1 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Воронежским УФАС России возбуждено дело № 267-14к/21к по признакам нарушения МУП «Спецкомбинат» пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства от 16.12.2009 (далее – Определение от 16.12.2009), рассмотрение дела назначено на 14 часов 00 минут 21.01.2010. Кроме того, у Ответчика истребована необходимая для производства по делу информация.
21.01.2010 на рассмотрение дела Ответчиком представлены письменные пояснения от 21.01.2010 исх. № 08, объяснение по делу № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства, копии: устава МУП «Спецкомбинат», прейскурантов на ритуальные услуги и предметы с 19.09.2008 и с 01.11.2008, постановления от 16.09.2008 № 1216, государственного реестра Российской Федерации объединений и предприятий – монополистов Воронежской области по состоянию на 01.12.1995, реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 01.02.2009.
В своих объяснениях от 21.01.2009 Ответчик указал: «/…/ на сегодняшний день ни одна ритуальная фирма города Воронежа, кроме нас, не предоставляет на безвозмездной основе услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренные статьей 9, 12 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Таким образом, наше предприятие действительно является единой похоронной службой. У нас в одном мете без посредников можно оформить весь спектр похоронных услуг. Кроме того в отличии от многих коммерческих фирм, мы не получаем за плату информацию об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции, а проводим рекламу цивилизованным путем: даем информацию в газеты, раздаем обращающимся к нам гражданам информационные буклеты и т.д. Утверждение ООО «Областной центр ритуальных услуг» о том, что мы препятствуем им в осуществлении погребения и заставляем людей отказываться от их услуг (в том числе и приложенные заявления граждан) и называем их фирму «аферистами» не соответствует действительности. При наличии предусмотренных постановлением администрации города Воронежа от 07.05.2002 №750 оснований для захоронения на кладбищах города, наше предприятие не вправе отказывать в таких захоронениях и не отказывает в зависимости от того, где оформлялись ритуальные услуги. /…/ Не понятно, почему ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что именно их мы обзываем «аферистами». Если нами и делались такие высказывания, то только применительно к конкретным фактом. Например, по факту, приведенному в статье газеты «МОЁ», когда людям не выдали чеки и документы за оказанные ритуальные услуги. Такие действия вполне можно назвать аферой (сомнительной сделкой с целью наживы). Сомнительным является и платное получение информации об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции. Применительно к данному факту мы также считаем возможным использовать термин «афера». /…/».
21.01.2010 в связи с необходимостью присутствия заявителя и заинтересованного лица ООО «Областной центр ритуальных услуг» на заседании Комиссии по настоящему делу объявлен перерыв в заседании до 14 часов 00 минут 29 января 2010 года.
29.01.2010 рассмотрение дела продолжено.
29.01.2010 Комиссия, ознакомившись с материалами дела, отложила рассмотрение дела до 15 февраля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в печатных СМИ, сети «Интернет» и иным способом в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей; договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) рекламы МУП «Спецкомбинат».
15.02.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела МУП «Спецкомбинат» представлены договоры и акты на размещение рекламы в печатных СМИ, на рекламных конструкциях и ГУП ВО «Студия «Губерния» и ВРОО «Клуб потребителей».
В ходе рассмотрения дела по письменному ходатайству генерального директора ООО «Областной центр ритуальных услуг» произведен просмотр аналитического ролика, который транслировался по каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3, содержащего следующую текстовую информацию: «…Примерно половина всех заказов у нас в городе на ритуальные услуги приходится на шесть частных фирм. Другую половину – выполняют муниципальные, то есть принадлежащие городу предприятие «Комбинат специализированного обслуживания», который является официальной службой по вопросам похоронного дела в Воронеже. Стоит запомнить один принципиальный момент – городские кладбища находятся в исключительном ведении Муниципального образования город Воронеж, поэтому только город в лице муниципального образования выдает все разрешения на захоронения и подзахоронения. Без таких разрешений погребение невозможно. Причем это не чья-то прихоть и не волюнтаризм чиновников, так определяет Закон о погребении и похоронном деле. Как правило, частные похоронные компании являются посредниками между Комбинатом специализированного обслуживания и нами. Причем, большинство мелких ритуальных компаний имеют единственный автобус, но его случайная поломка чревата срывом похорон, что не только нервирует родственников умерших, итак находящихся в тяжелом состоянии, но и сбивает ритм работы персонала кладбищ. Еще один момент, практически всегда для констатации смерти горожан, в чью семью пришло горе, вызывают скорую помощь. Но давно не для кого не секрет, что многие недобросовестные работники этой службы предлагают визитки с координатами компаний, причем не всегда лучших. Иногда просто тех, с которыми сложились коммерческие отношения. Наш информационный партнер – Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания» предлагает организацию VIP-похорон по лучшим европейским стандартам: в процессии будут участвовать работники предприятия, одетые в специальную униформу, а обслуживать ее – катафалк Мерседеса и Фольксваген. Выбранные вами из десятка представленных вариантов элитных групп будет опускаться на специальном лифте – сингуматоре. В организацию процессии включены и другие европейские черты. Поистине люди, снискавшие себе достойную жизнь, достойно должны ее завершить».
В ходе просмотра аналитического ролика, представитель Заявителя пояснил, что информация, содержащаяся в видеоматериале аналитического ролика, вводит в заблуждение потребителей относительно представления ритуальных услуг МУП «Спецкомбинат».
Определением от 15 февраля 2010 года рассмотрение дела отложено до 02 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телевизионного канала «РЕН ТВ Воронеж» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
02.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела 02.03.2010 ООО НПП «Спектр» - лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представило информацию, согласно которой между ООО НПП «Спектр» и <...>, в лице авторского коллектива (далее – ВРОО «Клуб потребителей»), заключен договор № 1 от 01.09.2009 о создании и передаче Телекомпании (ООО НПП «Спектр») подлежащие трансляции выпуски оригинальной авторской телевизионной передачи «Клуб потребителей».
Представитель ООО НПП «Спектр» пояснил, что производителем телепередачи «Компас» является ВРОО «Клуб потребителей», поэтому все оригинал-макеты рекламы, размещенной в эфире телепередачи «Компас», а также договоры, заказы, счет-фактуры, платежные поручения, акты приема-сдачи работ и иные документы на производство (размещение) указанной выше рекламы хранятся у ВРОО «Клуб потребителей».
Определением от 02.03.2010 срок рассмотрения дела продлен на два месяца до 04.05.2010.
Также Определением от 02 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 23 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
23.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
Исходя из материалов дела, установлено, что копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 10.03.2010 по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 69А.
Письмо Воронежского УФАС России от 10.03.2010 возвращено организацией почтовой связи с отметкой «выбыли».
Копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 17.03.2010 по адресу: 394030, г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 114в.
Согласно оттиску КПШ ОПС на почтовом уведомлении № 394036 19 18871 8, копия Определения от 02.03.2010 ВРОО «Клуб потребителей» получена 20.03.2010, но до настоящего времени (23.03.2010) ВРОО «Клуб потребителей» не представила запрашиваемых сведений.
Определением от 23 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 12 апреля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы
12.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 12.04.2010 ВРОО «Клуб потребителей» представлено письмо (исх. № 56) следующего содержания: «Доводим до вашего сведения, что учредителями ВРОО «Клуб потребителей» было принято решение о ликвидации организации. В настоящее время организация находится в стадии  ликвидации. С 01 февраля 2010 года мы освободили офис по занимаемому ранее адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, 69А. В связи с освобождением офиса, а также в связи с ликвидацией организации, большая часть архивов, в том числе видеоматериалов, срок хранения которых истек, была ликвидирована. Таким образом, предоставить затребованные вами материалы не представляется возможным».
В заседании Комиссии объявлен перерыв сроком до 21.04.2010, в связи с ходатайством Заявителя об ознакомлении с новыми документами по настоящему делу.
21.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 21.04.2010 представитель Ответчика пояснил, что не располагает сведениями о трансляции на телевидении рекламы услуг МУП «Спецкомбинат».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП «Спецкомбинат» нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о похоронном деле), органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о похоронном деле, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из Устава МУП «Спецкомбинат», утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 29.06.2009 № 650, следует, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Предприятие осуществляет в установленном порядке следующие виды деятельности:
1. Оказание всех видов ритуальных услуг (включая погребение на кладбищах городского округа город Воронеж).
2. Изготовление и продажа предметов похоронного ритуала.
3. Продажа производственных товаров, необходимых для похорон и последующего ухода за могилами.
4. Изготовление и продажа памятников, их установка, выполнение иных работ, связанных с памятниками.
5. Организация и проведение мероприятий, связанных с похоронами, ритуальным обслуживанием и религиозными памятниками.
6. Учет и контроль за соблюдением порядка захоронений в городском округе город Воронеж. /…/
Предметом деятельности МУП «Спецкомбинат» является оказание ритуальных услуг.
Из Устава ООО «Областной центр ритуальных услуг» следует, что организация создана с целью предоставления ритуальных услуг. Предметом деятельности ООО «Областной центр ритуальных услуг» является организация и оказание ритуальных услуг в форме:
- организация проведения похорон;
- заключение прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг;
- осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Общество вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (бальзамирование, санитарно-косметическая обработка трупов, уход за могилой, изготовление гробов, в том числе цинковых, изготовление памятников, реализация ритуальных предметов и (или), их символики).
Нормативно-правового акта органа местного самоуправления о наделении ООО «Областной центр ритуальных услуг» полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в материалах дела не имеется.
Заявителем не представлено доказательств того, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» вправе осуществлять погребение умерших.
Кроме того, согласно Закону о похоронном деле и нормативно-правовым актам Администрации городского округа город Воронеж, на территории городского округа город Воронеж погребение без участия МУП «Спецкомбинат» не допускается.
Тем самым, МУП «Комбинат специализированного обслуживания» и ООО «Областной центр ритуальных услуг» не являются конкурентами на рынке по осуществлению погребения умерших в пределах городского округа город Воронеж.
Вместе с тем, установлено, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» и МУП «Спецкомбинат» конкурируют на рынке по осуществлению ритуальных услуг (за исключением погребения умерших) в пределах городского округа город Воронеж.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с материалами дела, в периодическом печатном издании газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г. распространялась статья МУП «Спецкомбинат» под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ». Факт размещения данной статьи представителем ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Из текста указанной статьи не следует, что под «аферистами» понимается ООО «Областной центр ритуальных услуг».
Таким образом, установлено, что информация, содержащаяся в статье «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ» (газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г.), не содержит нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Ответчик отрицает причастность к определению содержания аналитического ролика, транслируемого по телевизионному каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3 (далее – аналитический ролик от 26.01.2010).
В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Спецкомбинат» не располагает сведениями о трансляции аналитического ролика от 26.01.2010. Тем более содержание аналитического ролика от 26.01.2010 излагается от третьего лица.
Представленные Заявителем договор оказания услуг в сфере защиты прав потребителей №7 от 01.06.2006 между ВРОО «Клуб потребителей» и МУП «Спецкомбинат» и дополнительные соглашения к указанному договору от 31.12.2007 и 01.10.2009 Комиссией во внимание не принимаются, так как из их содержания не следует, что МУП «Спецкомбинат» определил содержание аналитического ролика от 26.01.2010. Действие указанного договора от 01.06.2006 и дополнительных соглашений к нему от 31.12.2007 и 01.10.2009 не распространяются на 2010 год.
Каких-либо иных договоров МУП «Спецкомбинат» с ВРОО «Клуб потребителей» либо ООО НПП «Спектр» в материалах дела не имеется.
Таким образом, Комиссией не установлено, что содержание информации в аналитическом ролике от 26.01.2010 определено МУП «Спецкомбинат».
Принимается во внимание, что в тексте аналитического ролика от 26.01.2010 не содержится какая-либо информация о деятельности Заявителя.
Также, в обоснование совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции, ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлено тридцать пять заявлений физических лиц о расторжении с ООО «Областной центр ритуальных услуг» договора на перевозку умерших. Заявления датированы 2005-2010 годами.
Ответчик отрицает изложенные в заявлениях граждан обстоятельства.
Указанные заявления не могут быть приняты во внимание Комиссией ввиду отсутствия в данных заявлениях указания на состав сведений, условия их распространения конкретными должностными лицами МУП «Спецкомбинат», что не позволяет определить некорректность, ложность, неточность, искаженность либо возможность введения потребителей в заблуждение такими сведениями.
Иных достаточных и аргументированных оснований, подтверждающих заявленные требования, ООО «Областной центр ритуальных услуг» не предоставлено.
Таким образом, Заявителем не доказано и в материалах дела отсутствуют доказательства совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Недоказанность противоправных действий свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Спецкомбинат» и является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия, решила:
Прекратить производство по делу № 267-14к/21к.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 8479 [uid] => 1 [title] => Решение от 21.04.2010 года по делу № 267-14к/21к [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8479 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320638836 [changed] => 1370523190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523190 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 267-14к/21к
«21» апреля 2010 года                                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <...>,
члены Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 267-14к/21к, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Областной центр ритуальных услуг» (далее – ООО «Областной центр ритуальных услуг», Заявитель) в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» (г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 217) (далее – МУП «Спецкомбинат», Ответчик), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> и представителя МУП «Спецкомбинат» <...>, установила:
01.09.2009 в Воронежское УФАС России поступило заявление <...> ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> о распространении МУП «Спецкомбинат» ложных, порочащих деловую репутацию сведений о Заявителе в устных беседах с клиентами при оформлении заказов, путем публикаций в периодической прессе и телевизионных передачах регионального телевидения.
Из представленной Заявителем копии статьи, опубликованной в газете «МОЁ!» № 22(654) 29 мая - 4 июня 2009 г. под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ», следует: «… Сейчас в Воронеже более десятка фирм, занимающихся оказанием ритуальных услуг, хотя они имеют право продавать только атрибутику. Единая похоронная служба – это мы. (МУП «Спецкомбинат») /.../».
В процессе рассмотрения заявления 19.11.2009 исх. № 03-16/3288 Воронежским УФАС России у Заявителя истребована информация, необходимая для рассмотрения поступившего заявления.
25.11.2009 ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлены, в том числе, копии объяснительных диспетчеров ООО «Областной центр ритуальных услуг» и заявлений клиентов ООО «Областной центр ритуальных услуг», согласно которым МУП «Спецкомбинат» отказывает лицам, которые воспользовались товарами и услугами Заявителя, в оказании услуг по погребению, ссылаясь на то, что нужно приобретать товары и услуги МУП «Спецкомбинат», а ООО «Областной центр ритуальных услуг» – фирма «аферистов».
ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что действия МУП «Спецкомбинат» влияют на решение потенциальных клиентов о выборе организации по оказанию ритуальных услуг в пользу МУП «Спецкомбинат». Указанные действия МУП «Спецкомбинат» могут быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, могут нанести вред деловой репутации ООО «Областной центр ритуальных услуг» и тем самым могут причинить убытки конкуренту - ООО «Областной центр ритуальных услуг».
В соответствии с Приказом от 02.12.2009 № 226-1 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Воронежским УФАС России возбуждено дело № 267-14к/21к по признакам нарушения МУП «Спецкомбинат» пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства от 16.12.2009 (далее – Определение от 16.12.2009), рассмотрение дела назначено на 14 часов 00 минут 21.01.2010. Кроме того, у Ответчика истребована необходимая для производства по делу информация.
21.01.2010 на рассмотрение дела Ответчиком представлены письменные пояснения от 21.01.2010 исх. № 08, объяснение по делу № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства, копии: устава МУП «Спецкомбинат», прейскурантов на ритуальные услуги и предметы с 19.09.2008 и с 01.11.2008, постановления от 16.09.2008 № 1216, государственного реестра Российской Федерации объединений и предприятий – монополистов Воронежской области по состоянию на 01.12.1995, реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 01.02.2009.
В своих объяснениях от 21.01.2009 Ответчик указал: «/…/ на сегодняшний день ни одна ритуальная фирма города Воронежа, кроме нас, не предоставляет на безвозмездной основе услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренные статьей 9, 12 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Таким образом, наше предприятие действительно является единой похоронной службой. У нас в одном мете без посредников можно оформить весь спектр похоронных услуг. Кроме того в отличии от многих коммерческих фирм, мы не получаем за плату информацию об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции, а проводим рекламу цивилизованным путем: даем информацию в газеты, раздаем обращающимся к нам гражданам информационные буклеты и т.д. Утверждение ООО «Областной центр ритуальных услуг» о том, что мы препятствуем им в осуществлении погребения и заставляем людей отказываться от их услуг (в том числе и приложенные заявления граждан) и называем их фирму «аферистами» не соответствует действительности. При наличии предусмотренных постановлением администрации города Воронежа от 07.05.2002 №750 оснований для захоронения на кладбищах города, наше предприятие не вправе отказывать в таких захоронениях и не отказывает в зависимости от того, где оформлялись ритуальные услуги. /…/ Не понятно, почему ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что именно их мы обзываем «аферистами». Если нами и делались такие высказывания, то только применительно к конкретным фактом. Например, по факту, приведенному в статье газеты «МОЁ», когда людям не выдали чеки и документы за оказанные ритуальные услуги. Такие действия вполне можно назвать аферой (сомнительной сделкой с целью наживы). Сомнительным является и платное получение информации об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции. Применительно к данному факту мы также считаем возможным использовать термин «афера». /…/».
21.01.2010 в связи с необходимостью присутствия заявителя и заинтересованного лица ООО «Областной центр ритуальных услуг» на заседании Комиссии по настоящему делу объявлен перерыв в заседании до 14 часов 00 минут 29 января 2010 года.
29.01.2010 рассмотрение дела продолжено.
29.01.2010 Комиссия, ознакомившись с материалами дела, отложила рассмотрение дела до 15 февраля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в печатных СМИ, сети «Интернет» и иным способом в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей; договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) рекламы МУП «Спецкомбинат».
15.02.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела МУП «Спецкомбинат» представлены договоры и акты на размещение рекламы в печатных СМИ, на рекламных конструкциях и ГУП ВО «Студия «Губерния» и ВРОО «Клуб потребителей».
В ходе рассмотрения дела по письменному ходатайству генерального директора ООО «Областной центр ритуальных услуг» произведен просмотр аналитического ролика, который транслировался по каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3, содержащего следующую текстовую информацию: «…Примерно половина всех заказов у нас в городе на ритуальные услуги приходится на шесть частных фирм. Другую половину – выполняют муниципальные, то есть принадлежащие городу предприятие «Комбинат специализированного обслуживания», который является официальной службой по вопросам похоронного дела в Воронеже. Стоит запомнить один принципиальный момент – городские кладбища находятся в исключительном ведении Муниципального образования город Воронеж, поэтому только город в лице муниципального образования выдает все разрешения на захоронения и подзахоронения. Без таких разрешений погребение невозможно. Причем это не чья-то прихоть и не волюнтаризм чиновников, так определяет Закон о погребении и похоронном деле. Как правило, частные похоронные компании являются посредниками между Комбинатом специализированного обслуживания и нами. Причем, большинство мелких ритуальных компаний имеют единственный автобус, но его случайная поломка чревата срывом похорон, что не только нервирует родственников умерших, итак находящихся в тяжелом состоянии, но и сбивает ритм работы персонала кладбищ. Еще один момент, практически всегда для констатации смерти горожан, в чью семью пришло горе, вызывают скорую помощь. Но давно не для кого не секрет, что многие недобросовестные работники этой службы предлагают визитки с координатами компаний, причем не всегда лучших. Иногда просто тех, с которыми сложились коммерческие отношения. Наш информационный партнер – Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания» предлагает организацию VIP-похорон по лучшим европейским стандартам: в процессии будут участвовать работники предприятия, одетые в специальную униформу, а обслуживать ее – катафалк Мерседеса и Фольксваген. Выбранные вами из десятка представленных вариантов элитных групп будет опускаться на специальном лифте – сингуматоре. В организацию процессии включены и другие европейские черты. Поистине люди, снискавшие себе достойную жизнь, достойно должны ее завершить».
В ходе просмотра аналитического ролика, представитель Заявителя пояснил, что информация, содержащаяся в видеоматериале аналитического ролика, вводит в заблуждение потребителей относительно представления ритуальных услуг МУП «Спецкомбинат».
Определением от 15 февраля 2010 года рассмотрение дела отложено до 02 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телевизионного канала «РЕН ТВ Воронеж» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
02.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела 02.03.2010 ООО НПП «Спектр» - лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представило информацию, согласно которой между ООО НПП «Спектр» и <...>, в лице авторского коллектива (далее – ВРОО «Клуб потребителей»), заключен договор № 1 от 01.09.2009 о создании и передаче Телекомпании (ООО НПП «Спектр») подлежащие трансляции выпуски оригинальной авторской телевизионной передачи «Клуб потребителей».
Представитель ООО НПП «Спектр» пояснил, что производителем телепередачи «Компас» является ВРОО «Клуб потребителей», поэтому все оригинал-макеты рекламы, размещенной в эфире телепередачи «Компас», а также договоры, заказы, счет-фактуры, платежные поручения, акты приема-сдачи работ и иные документы на производство (размещение) указанной выше рекламы хранятся у ВРОО «Клуб потребителей».
Определением от 02.03.2010 срок рассмотрения дела продлен на два месяца до 04.05.2010.
Также Определением от 02 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 23 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
23.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
Исходя из материалов дела, установлено, что копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 10.03.2010 по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 69А.
Письмо Воронежского УФАС России от 10.03.2010 возвращено организацией почтовой связи с отметкой «выбыли».
Копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 17.03.2010 по адресу: 394030, г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 114в.
Согласно оттиску КПШ ОПС на почтовом уведомлении № 394036 19 18871 8, копия Определения от 02.03.2010 ВРОО «Клуб потребителей» получена 20.03.2010, но до настоящего времени (23.03.2010) ВРОО «Клуб потребителей» не представила запрашиваемых сведений.
Определением от 23 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 12 апреля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы
12.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 12.04.2010 ВРОО «Клуб потребителей» представлено письмо (исх. № 56) следующего содержания: «Доводим до вашего сведения, что учредителями ВРОО «Клуб потребителей» было принято решение о ликвидации организации. В настоящее время организация находится в стадии  ликвидации. С 01 февраля 2010 года мы освободили офис по занимаемому ранее адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, 69А. В связи с освобождением офиса, а также в связи с ликвидацией организации, большая часть архивов, в том числе видеоматериалов, срок хранения которых истек, была ликвидирована. Таким образом, предоставить затребованные вами материалы не представляется возможным».
В заседании Комиссии объявлен перерыв сроком до 21.04.2010, в связи с ходатайством Заявителя об ознакомлении с новыми документами по настоящему делу.
21.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 21.04.2010 представитель Ответчика пояснил, что не располагает сведениями о трансляции на телевидении рекламы услуг МУП «Спецкомбинат».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП «Спецкомбинат» нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о похоронном деле), органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о похоронном деле, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из Устава МУП «Спецкомбинат», утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 29.06.2009 № 650, следует, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Предприятие осуществляет в установленном порядке следующие виды деятельности:
1. Оказание всех видов ритуальных услуг (включая погребение на кладбищах городского округа город Воронеж).
2. Изготовление и продажа предметов похоронного ритуала.
3. Продажа производственных товаров, необходимых для похорон и последующего ухода за могилами.
4. Изготовление и продажа памятников, их установка, выполнение иных работ, связанных с памятниками.
5. Организация и проведение мероприятий, связанных с похоронами, ритуальным обслуживанием и религиозными памятниками.
6. Учет и контроль за соблюдением порядка захоронений в городском округе город Воронеж. /…/
Предметом деятельности МУП «Спецкомбинат» является оказание ритуальных услуг.
Из Устава ООО «Областной центр ритуальных услуг» следует, что организация создана с целью предоставления ритуальных услуг. Предметом деятельности ООО «Областной центр ритуальных услуг» является организация и оказание ритуальных услуг в форме:
- организация проведения похорон;
- заключение прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг;
- осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Общество вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (бальзамирование, санитарно-косметическая обработка трупов, уход за могилой, изготовление гробов, в том числе цинковых, изготовление памятников, реализация ритуальных предметов и (или), их символики).
Нормативно-правового акта органа местного самоуправления о наделении ООО «Областной центр ритуальных услуг» полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в материалах дела не имеется.
Заявителем не представлено доказательств того, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» вправе осуществлять погребение умерших.
Кроме того, согласно Закону о похоронном деле и нормативно-правовым актам Администрации городского округа город Воронеж, на территории городского округа город Воронеж погребение без участия МУП «Спецкомбинат» не допускается.
Тем самым, МУП «Комбинат специализированного обслуживания» и ООО «Областной центр ритуальных услуг» не являются конкурентами на рынке по осуществлению погребения умерших в пределах городского округа город Воронеж.
Вместе с тем, установлено, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» и МУП «Спецкомбинат» конкурируют на рынке по осуществлению ритуальных услуг (за исключением погребения умерших) в пределах городского округа город Воронеж.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с материалами дела, в периодическом печатном издании газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г. распространялась статья МУП «Спецкомбинат» под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ». Факт размещения данной статьи представителем ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Из текста указанной статьи не следует, что под «аферистами» понимается ООО «Областной центр ритуальных услуг».
Таким образом, установлено, что информация, содержащаяся в статье «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ» (газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г.), не содержит нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Ответчик отрицает причастность к определению содержания аналитического ролика, транслируемого по телевизионному каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3 (далее – аналитический ролик от 26.01.2010).
В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Спецкомбинат» не располагает сведениями о трансляции аналитического ролика от 26.01.2010. Тем более содержание аналитического ролика от 26.01.2010 излагается от третьего лица.
Представленные Заявителем договор оказания услуг в сфере защиты прав потребителей №7 от 01.06.2006 между ВРОО «Клуб потребителей» и МУП «Спецкомбинат» и дополнительные соглашения к указанному договору от 31.12.2007 и 01.10.2009 Комиссией во внимание не принимаются, так как из их содержания не следует, что МУП «Спецкомбинат» определил содержание аналитического ролика от 26.01.2010. Действие указанного договора от 01.06.2006 и дополнительных соглашений к нему от 31.12.2007 и 01.10.2009 не распространяются на 2010 год.
Каких-либо иных договоров МУП «Спецкомбинат» с ВРОО «Клуб потребителей» либо ООО НПП «Спектр» в материалах дела не имеется.
Таким образом, Комиссией не установлено, что содержание информации в аналитическом ролике от 26.01.2010 определено МУП «Спецкомбинат».
Принимается во внимание, что в тексте аналитического ролика от 26.01.2010 не содержится какая-либо информация о деятельности Заявителя.
Также, в обоснование совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции, ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлено тридцать пять заявлений физических лиц о расторжении с ООО «Областной центр ритуальных услуг» договора на перевозку умерших. Заявления датированы 2005-2010 годами.
Ответчик отрицает изложенные в заявлениях граждан обстоятельства.
Указанные заявления не могут быть приняты во внимание Комиссией ввиду отсутствия в данных заявлениях указания на состав сведений, условия их распространения конкретными должностными лицами МУП «Спецкомбинат», что не позволяет определить некорректность, ложность, неточность, искаженность либо возможность введения потребителей в заблуждение такими сведениями.
Иных достаточных и аргументированных оснований, подтверждающих заявленные требования, ООО «Областной центр ритуальных услуг» не предоставлено.
Таким образом, Заявителем не доказано и в материалах дела отсутствуют доказательства совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Недоказанность противоправных действий свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Спецкомбинат» и является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия, решила:
Прекратить производство по делу № 267-14к/21к.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 267-14к/21к
«21» апреля 2010 года                                                                        город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: <...>,
члены Комиссии: <...>,
рассмотрев дело № 267-14к/21к, возбужденное по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Областной центр ритуальных услуг» (далее – ООО «Областной центр ритуальных услуг», Заявитель) в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» (г. Воронеж, ул. 9 Января, д. 217) (далее – МУП «Спецкомбинат», Ответчик), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителя ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> и представителя МУП «Спецкомбинат» <...>, установила:
01.09.2009 в Воронежское УФАС России поступило заявление <...> ООО «Областной центр ритуальных услуг» <...> о распространении МУП «Спецкомбинат» ложных, порочащих деловую репутацию сведений о Заявителе в устных беседах с клиентами при оформлении заказов, путем публикаций в периодической прессе и телевизионных передачах регионального телевидения.
Из представленной Заявителем копии статьи, опубликованной в газете «МОЁ!» № 22(654) 29 мая - 4 июня 2009 г. под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ», следует: «… Сейчас в Воронеже более десятка фирм, занимающихся оказанием ритуальных услуг, хотя они имеют право продавать только атрибутику. Единая похоронная служба – это мы. (МУП «Спецкомбинат») /.../».
В процессе рассмотрения заявления 19.11.2009 исх. № 03-16/3288 Воронежским УФАС России у Заявителя истребована информация, необходимая для рассмотрения поступившего заявления.
25.11.2009 ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлены, в том числе, копии объяснительных диспетчеров ООО «Областной центр ритуальных услуг» и заявлений клиентов ООО «Областной центр ритуальных услуг», согласно которым МУП «Спецкомбинат» отказывает лицам, которые воспользовались товарами и услугами Заявителя, в оказании услуг по погребению, ссылаясь на то, что нужно приобретать товары и услуги МУП «Спецкомбинат», а ООО «Областной центр ритуальных услуг» – фирма «аферистов».
ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что действия МУП «Спецкомбинат» влияют на решение потенциальных клиентов о выборе организации по оказанию ритуальных услуг в пользу МУП «Спецкомбинат». Указанные действия МУП «Спецкомбинат» могут быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, могут нанести вред деловой репутации ООО «Областной центр ритуальных услуг» и тем самым могут причинить убытки конкуренту - ООО «Областной центр ритуальных услуг».
В соответствии с Приказом от 02.12.2009 № 226-1 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» Воронежским УФАС России возбуждено дело № 267-14к/21к по признакам нарушения МУП «Спецкомбинат» пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства от 16.12.2009 (далее – Определение от 16.12.2009), рассмотрение дела назначено на 14 часов 00 минут 21.01.2010. Кроме того, у Ответчика истребована необходимая для производства по делу информация.
21.01.2010 на рассмотрение дела Ответчиком представлены письменные пояснения от 21.01.2010 исх. № 08, объяснение по делу № 267-14к/21к о нарушении антимонопольного законодательства, копии: устава МУП «Спецкомбинат», прейскурантов на ритуальные услуги и предметы с 19.09.2008 и с 01.11.2008, постановления от 16.09.2008 № 1216, государственного реестра Российской Федерации объединений и предприятий – монополистов Воронежской области по состоянию на 01.12.1995, реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по состоянию на 01.02.2009.
В своих объяснениях от 21.01.2009 Ответчик указал: «/…/ на сегодняшний день ни одна ритуальная фирма города Воронежа, кроме нас, не предоставляет на безвозмездной основе услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренные статьей 9, 12 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Таким образом, наше предприятие действительно является единой похоронной службой. У нас в одном мете без посредников можно оформить весь спектр похоронных услуг. Кроме того в отличии от многих коммерческих фирм, мы не получаем за плату информацию об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции, а проводим рекламу цивилизованным путем: даем информацию в газеты, раздаем обращающимся к нам гражданам информационные буклеты и т.д. Утверждение ООО «Областной центр ритуальных услуг» о том, что мы препятствуем им в осуществлении погребения и заставляем людей отказываться от их услуг (в том числе и приложенные заявления граждан) и называем их фирму «аферистами» не соответствует действительности. При наличии предусмотренных постановлением администрации города Воронежа от 07.05.2002 №750 оснований для захоронения на кладбищах города, наше предприятие не вправе отказывать в таких захоронениях и не отказывает в зависимости от того, где оформлялись ритуальные услуги. /…/ Не понятно, почему ООО «Областной центр ритуальных услуг» считает, что именно их мы обзываем «аферистами». Если нами и делались такие высказывания, то только применительно к конкретным фактом. Например, по факту, приведенному в статье газеты «МОЁ», когда людям не выдали чеки и документы за оказанные ритуальные услуги. Такие действия вполне можно назвать аферой (сомнительной сделкой с целью наживы). Сомнительным является и платное получение информации об умерших от сотрудников скорой помощи и милиции. Применительно к данному факту мы также считаем возможным использовать термин «афера». /…/».
21.01.2010 в связи с необходимостью присутствия заявителя и заинтересованного лица ООО «Областной центр ритуальных услуг» на заседании Комиссии по настоящему делу объявлен перерыв в заседании до 14 часов 00 минут 29 января 2010 года.
29.01.2010 рассмотрение дела продолжено.
29.01.2010 Комиссия, ознакомившись с материалами дела, отложила рассмотрение дела до 15 февраля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в печатных СМИ, сети «Интернет» и иным способом в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также с указанием ее рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей; договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) рекламы МУП «Спецкомбинат».
15.02.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела МУП «Спецкомбинат» представлены договоры и акты на размещение рекламы в печатных СМИ, на рекламных конструкциях и ГУП ВО «Студия «Губерния» и ВРОО «Клуб потребителей».
В ходе рассмотрения дела по письменному ходатайству генерального директора ООО «Областной центр ритуальных услуг» произведен просмотр аналитического ролика, который транслировался по каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3, содержащего следующую текстовую информацию: «…Примерно половина всех заказов у нас в городе на ритуальные услуги приходится на шесть частных фирм. Другую половину – выполняют муниципальные, то есть принадлежащие городу предприятие «Комбинат специализированного обслуживания», который является официальной службой по вопросам похоронного дела в Воронеже. Стоит запомнить один принципиальный момент – городские кладбища находятся в исключительном ведении Муниципального образования город Воронеж, поэтому только город в лице муниципального образования выдает все разрешения на захоронения и подзахоронения. Без таких разрешений погребение невозможно. Причем это не чья-то прихоть и не волюнтаризм чиновников, так определяет Закон о погребении и похоронном деле. Как правило, частные похоронные компании являются посредниками между Комбинатом специализированного обслуживания и нами. Причем, большинство мелких ритуальных компаний имеют единственный автобус, но его случайная поломка чревата срывом похорон, что не только нервирует родственников умерших, итак находящихся в тяжелом состоянии, но и сбивает ритм работы персонала кладбищ. Еще один момент, практически всегда для констатации смерти горожан, в чью семью пришло горе, вызывают скорую помощь. Но давно не для кого не секрет, что многие недобросовестные работники этой службы предлагают визитки с координатами компаний, причем не всегда лучших. Иногда просто тех, с которыми сложились коммерческие отношения. Наш информационный партнер – Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат специализированного обслуживания» предлагает организацию VIP-похорон по лучшим европейским стандартам: в процессии будут участвовать работники предприятия, одетые в специальную униформу, а обслуживать ее – катафалк Мерседеса и Фольксваген. Выбранные вами из десятка представленных вариантов элитных групп будет опускаться на специальном лифте – сингуматоре. В организацию процессии включены и другие европейские черты. Поистине люди, снискавшие себе достойную жизнь, достойно должны ее завершить».
В ходе просмотра аналитического ролика, представитель Заявителя пояснил, что информация, содержащаяся в видеоматериале аналитического ролика, вводит в заблуждение потребителей относительно представления ритуальных услуг МУП «Спецкомбинат».
Определением от 15 февраля 2010 года рассмотрение дела отложено до 02 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телевизионного канала «РЕН ТВ Воронеж» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
02.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрение дела 02.03.2010 ООО НПП «Спектр» - лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представило информацию, согласно которой между ООО НПП «Спектр» и <...>, в лице авторского коллектива (далее – ВРОО «Клуб потребителей»), заключен договор № 1 от 01.09.2009 о создании и передаче Телекомпании (ООО НПП «Спектр») подлежащие трансляции выпуски оригинальной авторской телевизионной передачи «Клуб потребителей».
Представитель ООО НПП «Спектр» пояснил, что производителем телепередачи «Компас» является ВРОО «Клуб потребителей», поэтому все оригинал-макеты рекламы, размещенной в эфире телепередачи «Компас», а также договоры, заказы, счет-фактуры, платежные поручения, акты приема-сдачи работ и иные документы на производство (размещение) указанной выше рекламы хранятся у ВРОО «Клуб потребителей».
Определением от 02.03.2010 срок рассмотрения дела продлен на два месяца до 04.05.2010.
Также Определением от 02 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 23 марта 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы.
23.03.2010 рассмотрение дела продолжено.
Исходя из материалов дела, установлено, что копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 10.03.2010 по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 69А.
Письмо Воронежского УФАС России от 10.03.2010 возвращено организацией почтовой связи с отметкой «выбыли».
Копия Определения от 02.03.2010 направлена ВРОО «Клуб потребителей» 17.03.2010 по адресу: 394030, г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 114в.
Согласно оттиску КПШ ОПС на почтовом уведомлении № 394036 19 18871 8, копия Определения от 02.03.2010 ВРОО «Клуб потребителей» получена 20.03.2010, но до настоящего времени (23.03.2010) ВРОО «Клуб потребителей» не представила запрашиваемых сведений.
Определением от 23 марта 2010 года рассмотрение дела отложено до 12 апреля 2010 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в целях принятия обоснованного решения, а именно, оригинал-макетов рекламы предоставляемых услуг МУП «Спецкомбинат», распространяемой/распространенной в эфире телепередач «Клуб потребителей» и «Компас» в период с «01» сентября 2009 года по настоящее время с указанием конкретных периодов времени, средства (способа) и места распространения, а также договоров, заказов, счетов-фактур, платежных поручений, актов приема-сдачи работ и иных документов на производство (размещение) указанной рекламы
12.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 12.04.2010 ВРОО «Клуб потребителей» представлено письмо (исх. № 56) следующего содержания: «Доводим до вашего сведения, что учредителями ВРОО «Клуб потребителей» было принято решение о ликвидации организации. В настоящее время организация находится в стадии  ликвидации. С 01 февраля 2010 года мы освободили офис по занимаемому ранее адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, 69А. В связи с освобождением офиса, а также в связи с ликвидацией организации, большая часть архивов, в том числе видеоматериалов, срок хранения которых истек, была ликвидирована. Таким образом, предоставить затребованные вами материалы не представляется возможным».
В заседании Комиссии объявлен перерыв сроком до 21.04.2010, в связи с ходатайством Заявителя об ознакомлении с новыми документами по настоящему делу.
21.04.2010 рассмотрение дела продолжено.
На рассмотрении дела 21.04.2010 представитель Ответчика пояснил, что не располагает сведениями о трансляции на телевидении рекламы услуг МУП «Спецкомбинат».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП «Спецкомбинат» нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о похоронном деле), органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о похоронном деле, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из Устава МУП «Спецкомбинат», утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 29.06.2009 № 650, следует, что предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Предприятие осуществляет в установленном порядке следующие виды деятельности:
1. Оказание всех видов ритуальных услуг (включая погребение на кладбищах городского округа город Воронеж).
2. Изготовление и продажа предметов похоронного ритуала.
3. Продажа производственных товаров, необходимых для похорон и последующего ухода за могилами.
4. Изготовление и продажа памятников, их установка, выполнение иных работ, связанных с памятниками.
5. Организация и проведение мероприятий, связанных с похоронами, ритуальным обслуживанием и религиозными памятниками.
6. Учет и контроль за соблюдением порядка захоронений в городском округе город Воронеж. /…/
Предметом деятельности МУП «Спецкомбинат» является оказание ритуальных услуг.
Из Устава ООО «Областной центр ритуальных услуг» следует, что организация создана с целью предоставления ритуальных услуг. Предметом деятельности ООО «Областной центр ритуальных услуг» является организация и оказание ритуальных услуг в форме:
- организация проведения похорон;
- заключение прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг;
- осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Общество вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (бальзамирование, санитарно-косметическая обработка трупов, уход за могилой, изготовление гробов, в том числе цинковых, изготовление памятников, реализация ритуальных предметов и (или), их символики).
Нормативно-правового акта органа местного самоуправления о наделении ООО «Областной центр ритуальных услуг» полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела в материалах дела не имеется.
Заявителем не представлено доказательств того, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» вправе осуществлять погребение умерших.
Кроме того, согласно Закону о похоронном деле и нормативно-правовым актам Администрации городского округа город Воронеж, на территории городского округа город Воронеж погребение без участия МУП «Спецкомбинат» не допускается.
Тем самым, МУП «Комбинат специализированного обслуживания» и ООО «Областной центр ритуальных услуг» не являются конкурентами на рынке по осуществлению погребения умерших в пределах городского округа город Воронеж.
Вместе с тем, установлено, что ООО «Областной центр ритуальных услуг» и МУП «Спецкомбинат» конкурируют на рынке по осуществлению ритуальных услуг (за исключением погребения умерших) в пределах городского округа город Воронеж.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с материалами дела, в периодическом печатном издании газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г. распространялась статья МУП «Спецкомбинат» под названием «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ». Факт размещения данной статьи представителем ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Из текста указанной статьи не следует, что под «аферистами» понимается ООО «Областной центр ритуальных услуг».
Таким образом, установлено, что информация, содержащаяся в статье «АФЕРИСТЫ ПЕРЕВОЗЯТ ПОКОЙНИКОВ В МАРШРУТКАХ» (газета «МОЁ!» № 22 (654) от 29 мая – 4 июня 2007г.), не содержит нарушения пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Ответчик отрицает причастность к определению содержания аналитического ролика, транслируемого по телевизионному каналу «РЕН ТВ Воронеж» в 19 часов 40 минут 26.01.2010 в телепередаче «Компас» сюжет № 3 (далее – аналитический ролик от 26.01.2010).
В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Спецкомбинат» не располагает сведениями о трансляции аналитического ролика от 26.01.2010. Тем более содержание аналитического ролика от 26.01.2010 излагается от третьего лица.
Представленные Заявителем договор оказания услуг в сфере защиты прав потребителей №7 от 01.06.2006 между ВРОО «Клуб потребителей» и МУП «Спецкомбинат» и дополнительные соглашения к указанному договору от 31.12.2007 и 01.10.2009 Комиссией во внимание не принимаются, так как из их содержания не следует, что МУП «Спецкомбинат» определил содержание аналитического ролика от 26.01.2010. Действие указанного договора от 01.06.2006 и дополнительных соглашений к нему от 31.12.2007 и 01.10.2009 не распространяются на 2010 год.
Каких-либо иных договоров МУП «Спецкомбинат» с ВРОО «Клуб потребителей» либо ООО НПП «Спектр» в материалах дела не имеется.
Таким образом, Комиссией не установлено, что содержание информации в аналитическом ролике от 26.01.2010 определено МУП «Спецкомбинат».
Принимается во внимание, что в тексте аналитического ролика от 26.01.2010 не содержится какая-либо информация о деятельности Заявителя.
Также, в обоснование совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции, ООО «Областной центр ритуальных услуг» представлено тридцать пять заявлений физических лиц о расторжении с ООО «Областной центр ритуальных услуг» договора на перевозку умерших. Заявления датированы 2005-2010 годами.
Ответчик отрицает изложенные в заявлениях граждан обстоятельства.
Указанные заявления не могут быть приняты во внимание Комиссией ввиду отсутствия в данных заявлениях указания на состав сведений, условия их распространения конкретными должностными лицами МУП «Спецкомбинат», что не позволяет определить некорректность, ложность, неточность, искаженность либо возможность введения потребителей в заблуждение такими сведениями.
Иных достаточных и аргументированных оснований, подтверждающих заявленные требования, ООО «Областной центр ритуальных услуг» не предоставлено.
Таким образом, Заявителем не доказано и в материалах дела отсутствуют доказательства совершения МУП «Спецкомбинат» акта недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Недоказанность противоправных действий свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Спецкомбинат» и является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия, решила:
Прекратить производство по делу № 267-14к/21к.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрено дело, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа г. Воронеж «Комбинат специализированного обслуживания» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Воронежского УФАС России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
– предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
– защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
– взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => недобросовестная конкуренция [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-21 14:50:26 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-21 14:50:26 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320638836 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Воронежское УФАС России )